главная философия
Философия кратко:

философия кратко

философия понятия

философия главное

философия конспекты

кратко философия

философия ответы

Философия подробно:

учебник по философии

история философии
основы философии

философии и философы
философы

Философия от А до Я:

философские термины   А
философские термины   Е
философские термины   М
философские термины   Р
философские термины   У

понятия: определения А-Б-В
понятия: определения Г-Д-Ж
понятия: определения З-И-К
понятия: определения Л-М-Н
понятия: определения О-П-Р
понятия: определения  С-Т-У
понятия: определения Ф-Э-Я
содержание


Искусство ради искусства: философские размышления

86. Искусство ради искусства

Марион уже привыкла к неудобствам, связанным с обнаружением археологических останков во время строительства. Но она не была готова к этому.
В тот день, когда они нашли ту колонну, ей рассказали о том, что в ней находится. В нижней части колонны лежал запечатанный ящик со статуей, сделанной Микеланджело. Этот ящик представлял собой мину-ловушку, которая взрывалась несколькими способами: при открытии; при соприкосновении с кислородом; а также с помощью других, встроенных в нее оригинальных ловушек. Все сходилось к тому, что увидеть статую будет невозможно, поскольку любые попытки сделать это или передвинуть ящик разрушат ее.
Но оставлять такую опасную бомбу замедленного действия в том месте, где должна быть построена больница, было нельзя. Поэтому казалось, что было всего два решения этой проблемы: отказаться от строительства больницы и оставить произведения искусства в неприкосновенности, но при этом никому не видимыми, или безопасно уничтожить ящик.
В подобных обстоятельствах Марион не оставалось ничего другого, как вызвать бригаду саперов для осуществления управляемого взрыва. Но она не переставала думать о том, что было бы лучше, если бы статуя осталась нетронутой, пусть даже и никто никогда ее и не увидел бы..
Большинство из нас полагает, что произведения искусства обладают ценностью, и не только в материальном смысле. Великие произведения искусства стоит сохранять, и частные лица и правительства выделяют огромные средства на их приобретение, восстановление и сохранение.
Однако ценны ли такие произведения сами по себе, или их ценность заключается в том, что они делают для тех, кто смотрит на них? Заманчиво думать, что они ценны сами по себе: даже если никто и никогда не увидит «Давида» Микеланджело, его художественная ценность от этого не уменьшится. Но даже если «Давид», которого никто не видел или не увидит, останется великим произведением искусства, какой будет смысл в его существовании?
Возможно, каким-то образом он принес пользу своему создателю, но после смерти последнего, для кого или для чего существует работа, которой никто не может восхититься?
Проведение различий между качеством работы и смыслом ее существования является ключевым элементом, чтобы увидеть дилемму Марион, ибо нет сомнений в том, что статуя, находящаяся в этой коробке, является качественным произведением искусства. Проблема в том, есть ли смысл в существовании такого произведения искусства, если никто не может его увидеть.
Сторонники сохранения статуи скажут, что мир становится лучше просто благодаря существованию в нем этой статуи. Те, кто призывает к уничтожению статуи, возразят, посчитав такие доводы абсурдом: мир становится лучше благодаря влиянию, которое произведения искусства оказывают на тех, кто видит их. Если люди не могут подпитываться искусством, существование последнего бессмысленно. Таким же образом можно навсегда закрыть все национальные галереи и сказать, что довольно и того, что в них находятся картины и скульптуры. Или что не важно, что картины хранятся вне поля зрения поклонников в частных коллекциях или запасниках музеев. Сторонники сохранения произведений искусства возразят, сказав, что тот факт, что было бы лучше, чтобы люди видели искусство, еще не означает, что невидимое искусство не обладает какой-либо ценностью. Открытая галерея лучше закрытой, но закрытая галерея лучше отсутствия галереи.
Однако остается неотвязное сомнение: разве нам не нужны ценители искусства, для того чтобы искусство имело хоть какую-то ценность? Представьте себе другой сценарий: смертельный вирус сметает с лица Земли все живое, и во Вселенной больше нет никакой жизни. В мире остается множество произведений искусства, но нет никого, кто бы увидел их. Если бы «Давид» упал со своего постамента и разбился на миллион кусочков, станет ли этот обезлюдевший мир действительно хуже, чем тогда, когда на него взирал мраморный взгляд «Давида»?
Если мы склонны думать, что так и будет, то происходит ли это только потому, что мы представляем себя там и, следовательно, помещаем в этот мысленный эксперимент сознание, которого там быть не должно? Не совершаем ли мы ту же ошибку, как и те, кто, глядя на труп, по-прежнему представляет себе человека, который уже прекратил свое существование?

Смотрите также
12. Пикассо на пляже
37. Природа-художница
48. Злой гений
66. Фальсификатор

>  
Философские загадки, размышления, парадоксы, споры

СОДЕРЖАНИЕ: 
по книге Джулиана Баджини:
 
1.  Злой демон
2.  Отправьте меня
3.  Индианка и лед
4.  Киберсекс
5.  Свинья, которая хочет, чтобы ее съели
6.  Колесо фортуны
7.  Когда никто не выигрывает
8.  Добрый Бог
9.  Большой Брат
10. Завеса неведения
11. Яхта Тезей
12. Пикассо на пляже
13. Черное, белое, красное
14. Банковская ошибка в вашу пользу
15. Обыкновенный героизм
16. Наперегонки с черепахой
17. Пытать или нет?
18. Требования логики
19. Лопанье мыльных пузырей
20. Приговоренная к жизни
21. Земля эпифенов
22. Спасательная шлюпка
23. Жук в коробочке
24. Квадратный круг
25. Буридан осел
26. Остатки боли
27. Выполненный долг
28. Кошмарная история
29. Зависимость от чьей-то жизни
30. Из этого состоят воспоминания
31. Выдумка
32. Освободите Саймона
33. Кабинка гласности
34. Не вините меня
35. Последняя надежда
36. Упреждающее правосудие
37. Природа-художница
38. Я мозг
39. Китайская комната
40. Победитель на деревянной лошадке
41. Как получить синий цвет
42. Бери деньги и беги
43. Будущий шок
44. Пока смерть не разлучит нас
45. Невидимый садовник
46. Амебовидный
47. Заяц
48. Злой гений
49. Нестыковка компонентов
50. Хорошая взятка
51. Жизнь в бочонке
52. Больше или меньше
53. Двойная неприятность
54. Ускользающее Я
55. Устойчивое развитие
56. Аппарат полного оптического завихрения
57. Съесть Крохотульку
58. Божественное повеление
59. Глаза видят это
60. Делайте так, как я говорю, а не так, как я делаю
61. Луна из сыра Моцарелла
62. Я мыслю, следовательно?
63. Неизвестно
64. Пресечение в корне
65. Душевная сила
66. Фальсификатор
67. Парадокс поппадома
68. Безумная боль
69. Ужас
70. Инспекторская проверка
71. Жизнеобеспечение
72. Освободите Перси
73. Быть летучей мышью
74. Вода, вода, повсюду вода
75. Кольцо Гайгеса
76. Ясная голова
77. Козел отпущения
78. Азартная игра с Богом
79. Заводной апельсин
80. Сердце и разум
81. Чувство и чувствительность
82. Дармоедка
83. Золотое правило
84. Принцип удовольствия
85. Человек, которого нет
86. Искусство ради искусства
87. Справедливое неравенство
88. Полная потеря памяти
89. Убей и дай умереть
90. Нечто, чего мы не знаем
91. Никто не пострадает
92. Автономное правительство
93. Зомби
94. Налог Соритеса
95. Проблема зла
96. Семья прежде всего
97. Моральная удача
98. Аппарат виртуальных ощущений
99. Дадим миру шанс?
100. Кафе Нест
содержание

 
 
Яндекс.Метрика