главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
Сердце и разум: философские размышления80. Сердце и разумИ Шулер, и Трайн укрывали евреев от нацистов во время оккупации Нидерландов. Однако делали они это по совершенно различным причинам. Трайн была женщиной, чьи добрые поступки были исключительно спонтанными. Страдание и нужда вызывали отклик в ее сердце, и она реагировала на них не раздумывая. Друзья восторгались щедростью ее духа, но иногда напоминали ей о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. «Ты можешь почувствовать, что нужно дать денег нищему, — говорили они ей, — но что, если он потратит их на наркотики?» Трайн не реагировала на такие опасения. Ведь при виде человеческой нужды все, что надо сделать, — это помочь, верно? Шулер, напротив, считалась женщиной холодной. На самом деле, она даже не любила многих людей, хотя и не испытывала к ним ненависти. Когда Шулер помогала другим, она делала это, потому что, подумав об их положении и своем долге, она приходила к выводу, что им нужно помочь. Шулер не испытывала каких-то теплых чувств от своих добрых дел, она просто ощущала, что поступает правильно. Так кто же — Шулер или Трайн — вел более правильную с нравственной точки зрения жизнь? Таких людей, как Трайн, называют «хорошими», «добрыми», «щедрыми» чаще, чем людей, подобных Шулер. Мы чувствуем, что их доброта глубоко укоренена в их личности и исходит из них естественным образом. Их инстинктивная щедрость предполагает, что по самой своей сути они добры. И напротив, как бы мы ни восхищались такими персонажами, как Шулер, мы не ощущаем их доброты подобным же образом. В лучшем случае, мы можем начать восхищаться их готовностью подчиниться тому, что они считают своим долгом. Любопытно, что мы реагируем именно так. Ведь если нравственность заключается в том, чтобы поступать правильно, то далеко не очевидно, что мы тогда должны считать, что Трайн достойна большей похвалы с нравственной точки зрения, чем Шулер. И действительно, как уже было заявлено, Трайн в своем простодушии, возможно, с большей вероятностью сделает что-то неправильно, чем Шулер. Например, во время путешествия по Африке местные дети часто будут просить у вас карандаши, а иногда и деньги, Тайн в такой ситуации, разумеется, даст им все, что они просят. Но Шулер, возможно, поразмыслит над этим немного дольше и придет к выводу, как и большинство агентств по развитию, что такого рода щедрость способствует поддержанию зависимости, а также чувства неполноценности и беспомощности. Гораздо лучше отдавать что-нибудь напрямую какой-нибудь школе и сохранять чувства достоинства тех, кому вы хотите помочь. Есть и вторая причина приуменьшить похвалу Трайн. Поскольку ее действия бездумны, не значит ли это, что ей просто повезло, что она склонна поступать по-доброму (делать добро)? Почему мы должны хвалить кого-то только за то, что у него случайно появилось хорошее расположение духа? Хуже того, не уведут ли наши инстинкты нас в сторону, если мы не будем размышлять о наших чувствах? Подумайте, например, о многих людях, живших в разное время, имевших такой же характер, как у Трайн, но выросших в расистских обществах. Такие люди зачастую так же бездумно проявляли свой расизм, как и свою доброту. Может быть, мы могли бы зайти еще дальше. Шулер заслуживает большего морального доверия именно потому, что она поступает по-доброму, несмотря на отсутствие инстинктивного сопереживания и сострадания. Если доброта Трайн не требует каких-то усилий, то доброта Шулер представляет собой триумф человеческой воли над естественными наклонностями. Однако полное изменение наших инстинктивных суждений и восприятие Шулер как человека, заслуживающего большей похвалы с нравственной точки зрения, создают различные проблемы. В конце концов, не странно ли говорить о том, что человек, чья доброта в значительной степени зависит от его характера, является менее добродетельным, чем тот, кто делает добро только потому, что считает, что он должен его делать? Банальное решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сказать, что доброта требует объединения разума и чувств и что, хотя и Трайн, и Шулер демонстрируют некоторые признаки добродетели, ни одна из них не является образцом гармоничной, нравственной личности. Это почти наверняка верно, но такой подход уходит от реальной дилеммы: что важнее при определении нашей нравственной доброты — наши чувства или наши мысли? Смотрите также 17. Пытать или нет? 18. Требования логики 50. Хорошая взятка 83. Золотое правило > > Философские загадки, размышления, парадоксы, споры СОДЕРЖАНИЕ: по книге Джулиана Баджини: 1. Злой демон 2. Отправьте меня 3. Индианка и лед 4. Киберсекс 5. Свинья, которая хочет, чтобы ее съели 6. Колесо фортуны 7. Когда никто не выигрывает 8. Добрый Бог 9. Большой Брат 10. Завеса неведения 11. Яхта Тезей 12. Пикассо на пляже 13. Черное, белое, красное 14. Банковская ошибка в вашу пользу 15. Обыкновенный героизм 16. Наперегонки с черепахой 17. Пытать или нет? 18. Требования логики 19. Лопанье мыльных пузырей 20. Приговоренная к жизни 21. Земля эпифенов 22. Спасательная шлюпка 23. Жук в коробочке 24. Квадратный круг 25. Буридан осел 26. Остатки боли 27. Выполненный долг 28. Кошмарная история 29. Зависимость от чьей-то жизни 30. Из этого состоят воспоминания 31. Выдумка 32. Освободите Саймона 33. Кабинка гласности 34. Не вините меня 35. Последняя надежда 36. Упреждающее правосудие 37. Природа-художница 38. Я мозг 39. Китайская комната 40. Победитель на деревянной лошадке 41. Как получить синий цвет 42. Бери деньги и беги 43. Будущий шок 44. Пока смерть не разлучит нас 45. Невидимый садовник 46. Амебовидный 47. Заяц 48. Злой гений 49. Нестыковка компонентов 50. Хорошая взятка 51. Жизнь в бочонке 52. Больше или меньше 53. Двойная неприятность 54. Ускользающее Я 55. Устойчивое развитие 56. Аппарат полного оптического завихрения 57. Съесть Крохотульку 58. Божественное повеление 59. Глаза видят это 60. Делайте так, как я говорю, а не так, как я делаю 61. Луна из сыра Моцарелла 62. Я мыслю, следовательно? 63. Неизвестно 64. Пресечение в корне 65. Душевная сила 66. Фальсификатор 67. Парадокс поппадома 68. Безумная боль 69. Ужас 70. Инспекторская проверка 71. Жизнеобеспечение 72. Освободите Перси 73. Быть летучей мышью 74. Вода, вода, повсюду вода 75. Кольцо Гайгеса 76. Ясная голова 77. Козел отпущения 78. Азартная игра с Богом 79. Заводной апельсин 80. Сердце и разум 81. Чувство и чувствительность 82. Дармоедка 83. Золотое правило 84. Принцип удовольствия 85. Человек, которого нет 86. Искусство ради искусства 87. Справедливое неравенство 88. Полная потеря памяти 89. Убей и дай умереть 90. Нечто, чего мы не знаем 91. Никто не пострадает 92. Автономное правительство 93. Зомби 94. Налог Соритеса 95. Проблема зла 96. Семья прежде всего 97. Моральная удача 98. Аппарат виртуальных ощущений 99. Дадим миру шанс? 100. Кафе Нест |
содержание |