главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
ДЕМОКРИТДЕМОКРИТ из Абдер, города во Фракии (ок. 460 г. до н. э. – ок. 370 г. до н. э.) – греческий философ, сторонник атомизма, ученик Левкиппа, в своих многочисленных путешествиях познакомился с различными народами и их воззрениями. Сочинения Д. до нас дошли лишь в отрывках. Возможно, ему приписывают сочинения его учеников. Д. оценивался современниками как ученый-энциклопедист, рассматривающий вопросы строения Вселенной, теории познания, физики, космологии, этики, поэтики, математики, логики и т. п.По Д., в основе мира лежит не абсолютно плотное, «сплошное» бытие, как у Парменида, но и не подвижное текучее начало, в котором бытие и небытие слиты. В качестве субстанции он выделяет атом («неделимый»). Это вещественная неделимая частица, абсолютно плотная, непроницаемая, невидимая, не воспринимаемая нашими чувствами, вечная, неизменная. Внутри атома не происходит никаких изменений. Он соответствует характеристикам бытия, данным Парменидом. Внешне атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению: бесконечное число форм обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы реально не соприкасаются, их разделяет пустота – небытие. Небытие, следовательно, такой же принцип многообразия мира, как и бытие. Но бытие и небытие не сливаются в одно, не переходят друг в друга. Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в себе как бытие, так и небытие. Из атомов состоит и душа человека, ее атомы – гладкие, сферические, огненные, «божественные». Вселенная вечна, в ней возникает, развивается и гибнет бесчисленное множество миров – соединений атомов. Причина возникновения миров – вихревое движение атомов. Своим возникновением атомистическая концепция обязана наблюдениям (способность тел сжиматься, что свидетельствует об их плотности или разреженности) и аналогиям с видимыми явлениями (движение пылинок в солнечном луче). Д. – сторонник детерминизма. Ни одна вещь не возникает беспричинно, всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Таким основанием является вечность и неуничтожимость атомов, находящихся в движении, – «сопротивление, движение и удар материи». Ничего беспричинного в мире нет, следовательно, по мысли Д., нет и ничего случайного: «Люди измыслили образ случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность». В учении о познании Д. достаточно гибок. Поскольку наш мир продукт и бытия. и небытия, то мы можем иметь как верное о нем представление (знание), так и поверхностное (мнение). Истинное знание – это знание вечных неизменных атомов, лежащих в основе мира. В результате столкновения атомов образуются вещи, познание которых есть результат воздействия на наши чувства, это неистинное знание, или мнение. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Но в ощущении мы можем получить и верное знание о предмете, поскольку ощущение – это копия вещи, которая отделяется от самой вещи и проникает в наши органы чувств. Ум корректирует наши знания, помогает понять вещи, недоступные чувствам. Прежде всего это относится к атомам, которые человек не способен увидеть, но убеждается в их существовании с помощью ума. > > Словарь по философии от А до Д :кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории СОДЕРЖАНИЕ: от А до Д: АБСОЛЮТ АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ АВГУСТИН АГНОСТИЦИЗМ АДЛЕР АКЦИДЕНЦИЯ АЛЬТРУИЗМ АНАКСАГОР АНАКСИМАНДР АНАКСИМЕН АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОКОСМИЗМ АНТРОПОЛОГИЗМ АПОРИЯ АПРИОРНОЕ АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИЙ АРИСТОТЕЛЬ АРХЕТИП БАДЕНСКАЯ ШКОЛА БАКУНИН БЕЛЛ БЁМЕ БЕРГСОН БЕРДЯЕВ БЕРКЛИ БЕССМЕРТИЕ БИОСФЕРА БОГДАНОВ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО БОЭЦИЙ БРУНО БУБЕР БУДДИЗМ БУЛГАКОВ БУРИДАН БЫТИЕ БЭКОН Роджер БЭКОН Фрэнсис ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ ВЕБЕР ВЕРИФИКАЦИЯ ВЕРНАДСКИЙ ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВИКО ВИНДЕЛЬБАНД ВЛАСТЬ ВОЛЬТЕР ВОЛЮНТАРИЗМ ГАЗАЛИ ГАРТМАН ГЕГЕЛЬ ГЕДОНИЗМ ГЕЛЬВЕЦИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕРАКЛИТ ГЕРДЕР ГЕРМЕНЕВТИКА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ ГЕРЦЕН ГЁТЕ ГИЛОЗОИЗМ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИЯ ГНОСТИЦИЗМ ГОББС ГОГОЛЬ ГОЛЬБАХ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ГРИГОРИЙ СИНАИТ ГУМАНИЗМ ГУМИЛЕВ ГУССЕРЛЬ ДАНИЛЕВСКИЙ ДЕИЗМ ДЕКАРТ ДЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕМИУРГ ДЕМОКРИТ ДЕТЕРМИНИЗМ ДИАЛЕКТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ДИДРО ДИЛЬТЕЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ ДИСКУРС ДОБРО И ЗЛО ДОГМАТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА ДОЛГ ДОСОКРАТИКИ ДОСТОЕВСКИЙ ДУАЛИЗМ |
содержание |