главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
ГУССЕРЛЬГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859–1938) – немецкий философ, основатель феноменологической философии. На формирование его взглядов повлияли идеи Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница, Д. Юма, И. Канта и неокантианцев, В. Дильтея. Основные работы: «Логические исследования», «Философия как строгая наука», «Кризис европейских наук и трансцендентальная философия», «Картезианские размышления».В центре учения Г. – проблема сознания, его отношения к внешнему миру, к другому сознанию. Главное для Г. – отделить человеческую сознательную деятельность как от индивидуальных переживаний, ассоциаций, так и от объективных связей вещей в мире. Человеческую познавательную деятельность и прежде всего познание самого сознания – философию – надо очистить от психологизма, натурализма и историцизма. Истина должна быть независима от исторических условий, расовой принадлежности субъекта познания, индивидуальных переживаний. Нельзя также отождествлять истину с результатами, полученными в той или иной отрасли научного знания. Всегда возможно появление новых точек зрения, новых научных концепций, которые приведут к изменению наших взглядов на мир. Натурализм не дает нам вырваться из «порочного круга» познания: индивид с его сознанием рассматривается как отражение природы, сами же природные закономерности определяются ссылками на результаты естественнонаучных исследований. Натурализм проявляется не только в понимании мира, но и в понимании сознания. Сознание рассматривается психофизиологией в качестве природного объекта, включенного в систему причинно-следственных связей. Особенности человеческого сознания не могут быть выявлены, пока мы будем растворять сознание в неопределенно-многообразном поле его предпосылок – человеческих установок, привязанностей, предрассудков, ожиданий – и «следствий» его применения – научных теорий, культурных объектов. Неспособность классической философии выделить особенности работы человеческого сознания сочетается с наивной убежденностью в его абсолютной самодостаточности, отделенности от мира, замкнутости. Границы между «внутренним» сознания и «внешним» мира преодолеть невозможно, их можно только проигнорировать: или мир оказывается проекцией наших ощущений, или наше сознание – пассивным отпечатком мира. Первое, что надо осуществить при исследовании сознания, по мнению Г., это отказаться от так называемой «естественной установки», характерной для обыденного познания и частных наук. Естественная установка принимает всё содержание наших чувств, переживаний, знаний за объективно существующее. Г. хочет изменить сам подход к исследованию сознания. Сознание – это всегда сознание о чем-то, оно имеет субъект-объектную структуру. Нельзя относить субъект к «внутреннему», а объект – к «внешнему». Направленность сознания на что-то Г. назвал интенциональностью сознания. То, на что направлено сознание, называется феноменом. В отличие от Канта, Г. вообще не ставил вопрос о соотношении феноменов и «вещей в себе». Феномен предполагает определенный акт сознания (переживание, вспоминание, оценку) – «ноэзис» или «ноэзу» в его терминологии – и сам предмет, на который направлен акт сознания, – «ноэму». Выделение «чистых» феноменов и их описание и есть феноменология – учение о феноменах сознания. Изучение феноменов сознания требует осуществления феноменологической редукции, то есть возвращения к исходному субъект-объектному отношению, очищенному от всех суждений, мнений по поводу собственного Я и его взаимоотношения с миром. Надо заключить весь мир «в скобки», воздержаться от интерпретаций, оценок, суждений. Эту философскую процедуру Г. назвал эпохе (от греч. «воздержание от суждений»). В результате мы избавляемся от «естественной установки» сознания и приостанавливаем наши суждения об объективном положении вещей, о существовании самих вещей. Мы начинаем описывать не существование, но идеальную «сущность», «эйдос». Мы начинаем говорить не о треугольнике, но о чистой треугольности, не о возможности реального существования на земле кентавров, но о «человеко-лошадности». В процессе феноменологической редукции изменяется наше представление о собственном «Я». «Я» из эмпирического субъекта превращается в чистое «Я» как совокупность универсальных структур, функций сознания, реализующихся в потоке переживаний. Связи внутри потока переживаний не носят характер жестких причинно-следственных зависимостей, это связи мотивационные, одно переживание открывает возможность другого, изменение установки тут же меняет смысл интенционального акта. При исследовании сознания нет смысла прибегать к помощи логических инструментов: жизнь сознания открывается нам только с помощью интуиции, непосредственного усмотрения. «Эйдосы также не являются понятиями в собственном смысле слова, так как язык – орудие образования понятий – тесно связан с «естественной установкой». Средствами непосредственного усмотрения смысла оказываются метафора и аналогия. Трудности, связанные с определением метода анализа чистого сознания, с выявлением основы взаимодействия индивидуальных сознаний, привели Г. к выделению той базовой реальности, которая позволяет координировать индивидуальные познавательные установки, – к жизненному миру. Характеристики жизненного мира крайне скупы, однако можно говорить о сходстве жизненного мира и естественной установки сознания, от которой Г. безуспешно пытался избавиться. Феноменология Г. оказала значительное влияние на большинство философских направлений XX в.; Г. имел последователей и среди отечественных философов. Идеи феноменологии широко используются в социологии, религиоведении, психологии, эстетике, лингвистике. > > Словарь по философии от А до Д :кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории СОДЕРЖАНИЕ: от А до Д: АБСОЛЮТ АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ АВГУСТИН АГНОСТИЦИЗМ АДЛЕР АКЦИДЕНЦИЯ АЛЬТРУИЗМ АНАКСАГОР АНАКСИМАНДР АНАКСИМЕН АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОКОСМИЗМ АНТРОПОЛОГИЗМ АПОРИЯ АПРИОРНОЕ АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИЙ АРИСТОТЕЛЬ АРХЕТИП БАДЕНСКАЯ ШКОЛА БАКУНИН БЕЛЛ БЁМЕ БЕРГСОН БЕРДЯЕВ БЕРКЛИ БЕССМЕРТИЕ БИОСФЕРА БОГДАНОВ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО БОЭЦИЙ БРУНО БУБЕР БУДДИЗМ БУЛГАКОВ БУРИДАН БЫТИЕ БЭКОН Роджер БЭКОН Фрэнсис ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ ВЕБЕР ВЕРИФИКАЦИЯ ВЕРНАДСКИЙ ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВИКО ВИНДЕЛЬБАНД ВЛАСТЬ ВОЛЬТЕР ВОЛЮНТАРИЗМ ГАЗАЛИ ГАРТМАН ГЕГЕЛЬ ГЕДОНИЗМ ГЕЛЬВЕЦИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕРАКЛИТ ГЕРДЕР ГЕРМЕНЕВТИКА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ ГЕРЦЕН ГЁТЕ ГИЛОЗОИЗМ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИЯ ГНОСТИЦИЗМ ГОББС ГОГОЛЬ ГОЛЬБАХ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ГРИГОРИЙ СИНАИТ ГУМАНИЗМ ГУМИЛЕВ ГУССЕРЛЬ ДАНИЛЕВСКИЙ ДЕИЗМ ДЕКАРТ ДЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕМИУРГ ДЕМОКРИТ ДЕТЕРМИНИЗМ ДИАЛЕКТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ДИДРО ДИЛЬТЕЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ ДИСКУРС ДОБРО И ЗЛО ДОГМАТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА ДОЛГ ДОСОКРАТИКИ ДОСТОЕВСКИЙ ДУАЛИЗМ |
содержание |