главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
ГУМИЛЕВГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912–1992) – русский историк и философ, автор оригинальной концепции философии истории. Г. – сторонник концепции культурной самобытности и цикличности исторического развития. Особую роль в его интерпретации истории играет воздействие природных факторов на жизнь этноса. Основные работы философско-исторического характера: «Этногенез и биосфера Земли», «Этносфера: История людей и история природы», «Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации».Г. выдвинул концепцию этногенеза (происхождения отдельных народов, этносов) как составной части антропогенеза. Пространство и время оказываются теми формами жизни этноса, через которые осуществляется связь с природной средой. Начало этногенеза Г. связывает с механизмом мутации – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. В результате возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с появлением особого генетического признака – пассионарности, которая возникает вследствие мутации (пассионарного толчка) и образует внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной энергией, тягой к действию. Г. назвал их пассионариями. Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. Они – защитники Отечества, они – открыватели нового, великие реформаторы, творцы, воины, строители. Для такой деятельности нужна особая избыточная энергия, которой и наделены пассионарии. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос…». Количество энергии («пассионарный заряд») не остается в этносе неизменным, оно уменьшается. Вследствие желания пассионариев «быть самими собой», не подчиняться правилам, в обществе начинается соперничество и кровопролитие. Из-за междоусобиц и резни пассионарный заряд уменьшается, происходит «рассеивание энергии», кристаллизующейся в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома». В результате оно избавляется от излишней пассионарности и приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ. Вследствие утраты этносом пассионарности в обществе ведущее место занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью; они стремятся уничтожить всякое проявление пассионарности, это люди вялые и эгоистичные. Они проедают и пропивают всё созданное в героические времена. Это фаза «обскурации», при которой процессы распада становятся необратимыми. Затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом. Потом исчезает и память, и приходит фаза равновесия с природой, когда люди лишь поддерживают налаженное предками хозяйство, живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают «великим помыслам обывательский покой». Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли. Более того, само возникновение человека, антропогенез, возможно, также связано с пассионарным толчком. Нет преемственности между неандертальцами и современными людьми, как нет ее между римлянами и румынами, между хунну и мадьярами, считает Г. Понять возникновение и эволюцию человечества невозможно, если учитывать только внутреннюю, социокультурную преемственность. Разрывы постепенности, скачки, неизбежные «недостающие звенья» в человеческой истории нельзя понять без учета тесной связи человека и природы. > > Словарь по философии от А до Д :кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории СОДЕРЖАНИЕ: от А до Д: АБСОЛЮТ АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ АВГУСТИН АГНОСТИЦИЗМ АДЛЕР АКЦИДЕНЦИЯ АЛЬТРУИЗМ АНАКСАГОР АНАКСИМАНДР АНАКСИМЕН АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОКОСМИЗМ АНТРОПОЛОГИЗМ АПОРИЯ АПРИОРНОЕ АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИЙ АРИСТОТЕЛЬ АРХЕТИП БАДЕНСКАЯ ШКОЛА БАКУНИН БЕЛЛ БЁМЕ БЕРГСОН БЕРДЯЕВ БЕРКЛИ БЕССМЕРТИЕ БИОСФЕРА БОГДАНОВ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО БОЭЦИЙ БРУНО БУБЕР БУДДИЗМ БУЛГАКОВ БУРИДАН БЫТИЕ БЭКОН Роджер БЭКОН Фрэнсис ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ ВЕБЕР ВЕРИФИКАЦИЯ ВЕРНАДСКИЙ ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВИКО ВИНДЕЛЬБАНД ВЛАСТЬ ВОЛЬТЕР ВОЛЮНТАРИЗМ ГАЗАЛИ ГАРТМАН ГЕГЕЛЬ ГЕДОНИЗМ ГЕЛЬВЕЦИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕРАКЛИТ ГЕРДЕР ГЕРМЕНЕВТИКА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ ГЕРЦЕН ГЁТЕ ГИЛОЗОИЗМ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИЯ ГНОСТИЦИЗМ ГОББС ГОГОЛЬ ГОЛЬБАХ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ГРИГОРИЙ СИНАИТ ГУМАНИЗМ ГУМИЛЕВ ГУССЕРЛЬ ДАНИЛЕВСКИЙ ДЕИЗМ ДЕКАРТ ДЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕМИУРГ ДЕМОКРИТ ДЕТЕРМИНИЗМ ДИАЛЕКТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ДИДРО ДИЛЬТЕЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ ДИСКУРС ДОБРО И ЗЛО ДОГМАТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА ДОЛГ ДОСОКРАТИКИ ДОСТОЕВСКИЙ ДУАЛИЗМ |
содержание |