главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание Доставка цветов в Белоозерском Цветочная лавка АЖУР. |
АНТРОПОКОСМИЗМАНТРОПОКОСМИЗМ –синтез философских, естественнонаучных и социологических представлений о человеке, его месте в мироздании и космических перспективах бытия человечества; система воззрений, идеалов, согласно которым человек является органической частью космоса, подчиненной его закономерностям и в определенной мере влияющей на его эволюцию. Понятие А. ввел русский мыслитель и ученый-естествоиспытатель Николай Григорьевич Холодный (1882–1953) в своей работе «Мысли дарвиниста о природе и человеке». По мнению Холодного, древние мифологические и натурфилософские системы, утверждавшие единство человека и мироздания («микрокосма» и «макрокосма»), дали начало последующим представлениям о включенности человека во всеобщий космический порядок и, соответственно, о единстве человеческого знания о мире. Вместе с тем попытки рационального очищения исторически ограниченного опыта человека, озабоченного только непосредственно практическим результатом своей познавательной деятельности, привели греков к космоцентризму, к уподоблению «малого» «большому», микрокосма – макрокосму. В средневековом христианстве, по мнению основателя А., человек отрывается от природы. Созданный по образу Бога, он есть «большое в малом», природа «умаляется» по отношению к человеку. Христианский антропоцентризм, абсолютизирующий положение человека в мироздании, привел его к космическому одиночеству и агрессии по отношению к окружающей среде. Пантеистические мотивы в творчестве позднейших мыслителей являются лучшим свидетельством назревшей потребности в единении человека с бесконечностью природы и космоса. Сопоставляя исторический антропоцентризм с грядущим А., Холодный отмечает: «Первый сосредоточивает главные усилия ума и концентрирует почти всё внимание на человеке как центральной фигуре мироздания, оставляя в тени то, что его окружает, тогда как второй, наоборот, стремится более или менее равномерно осветить светом сознания весь космос, и сам человек при этом освещается главным образом «отраженными лучами», поскольку его природа и его судьба находят себе правильное объяснение только в свете знаний о космосе в целом». Однако чтобы «понять» космос и не растворить человека в его бесконечности, необходимо развитие антропокосмического мировоззрения, проникнутого идеей единства современного научного знания о человеке, человеческом обществе, его прошлых, настоящих и будущих взаимоотношениях с биосферой, знание перспектив совершенствования биологической организации человека, его психики, интеллектуального потенциала. Всё это требует не только интенсивного развития гуманитарного и естественнонаучного знания, но и их сближения, интеграции. Утверждая единство человечества, его неразрывную связь с природой, уникальное место человечества в эволюции Вселенной, А. приобретает значение мощного социального, экономического, идеологического, культурного фактора. > > Словарь по философии от А до Д :кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории СОДЕРЖАНИЕ: от А до Д: АБСОЛЮТ АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ АВГУСТИН АГНОСТИЦИЗМ АДЛЕР АКЦИДЕНЦИЯ АЛЬТРУИЗМ АНАКСАГОР АНАКСИМАНДР АНАКСИМЕН АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОКОСМИЗМ АНТРОПОЛОГИЗМ АПОРИЯ АПРИОРНОЕ АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АРИЙ АРИСТОТЕЛЬ АРХЕТИП БАДЕНСКАЯ ШКОЛА БАКУНИН БЕЛЛ БЁМЕ БЕРГСОН БЕРДЯЕВ БЕРКЛИ БЕССМЕРТИЕ БИОСФЕРА БОГДАНОВ БОГОИСКАТЕЛЬСТВО БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО БОЭЦИЙ БРУНО БУБЕР БУДДИЗМ БУЛГАКОВ БУРИДАН БЫТИЕ БЭКОН Роджер БЭКОН Фрэнсис ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ ВЕБЕР ВЕРИФИКАЦИЯ ВЕРНАДСКИЙ ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВИКО ВИНДЕЛЬБАНД ВЛАСТЬ ВОЛЬТЕР ВОЛЮНТАРИЗМ ГАЗАЛИ ГАРТМАН ГЕГЕЛЬ ГЕДОНИЗМ ГЕЛЬВЕЦИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕРАКЛИТ ГЕРДЕР ГЕРМЕНЕВТИКА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ КРУГ ГЕРЦЕН ГЁТЕ ГИЛОЗОИЗМ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГНОСЕОЛОГИЯ ГНОСТИЦИЗМ ГОББС ГОГОЛЬ ГОЛЬБАХ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА ГРИГОРИЙ СИНАИТ ГУМАНИЗМ ГУМИЛЕВ ГУССЕРЛЬ ДАНИЛЕВСКИЙ ДЕИЗМ ДЕКАРТ ДЕКОНСТРУКЦИЯ ДЕМИУРГ ДЕМОКРИТ ДЕТЕРМИНИЗМ ДИАЛЕКТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ДИДРО ДИЛЬТЕЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ ДИСКУРС ДОБРО И ЗЛО ДОГМАТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА ДОЛГ ДОСОКРАТИКИ ДОСТОЕВСКИЙ ДУАЛИЗМ |
содержание |