главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИФилософия — одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века. Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия. С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия. В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например: — конечен или бесконечен мир; — существует ли абсолютное, окончательное знание; — в чем человеческое счастье; — какова природа зла. К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные: — какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации; — как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля; — как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы; — как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества; С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией. Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения: — для лучшей ориентации в своей специальности; — для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей. Предметом философских размышлений всегда были: — природный и общественный мир; — человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом. Своеобразие философии сказалось в характере мышления — философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей. Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии: — обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний; — открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия; — прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами. > > ПО ФИЛОСОФИИ: кратко, самое главное и основное: 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. 27. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 31. ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ ШОПЕНГАУЭРА НИЦШЕ БЕРГСОНА МАРКСА 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У ШОПЕНГАУЭРА, НИЦШЕ, БЕРГСОНА 40. ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПЛАТОНУ 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ, ДЕКАРТ И СПИНОЗА 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА К РАЗУМУ 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ XX в. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ 84. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |