главная философии

ФИЛОСОФИЯ: ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА

31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА

Иммануил Кант (1724–1804) — один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии.

Основные работы Канта:

— «Всеобщая естественная история и теория неба»;

— «Критика чистого разума»;

— «Критика практического разума».

В творчестве Канта усматриваются два основных блока:

— теория познания;

— учение о бытии, нравственности и морали. Лейтмотивом всей философии этого мыслителя стали его три знаменитых вопроса:

— «Что я могу знать?»

— «Что я должен делать?»

— «На что я могу надеяться?»

Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода:

— «докритический» — до начала 70-х гг. XVIII в., в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас;

— «критический» — это период, когда Кант сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности.

Кант утверждал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.

Согласно Канту, критический анализ структуры познавательного опыта человека может привести к выводу о том, что объективная реальность как совершенно не зависимое от наших чувств и разума бытие является принципиально недоступным, непознаваемым для нас.

Иммануил Кант под метафизикой подразумевал любые суждения, которые не основываются на чувственных данных. Но наряду с гносеологическим объяснением он допускал и ее онтологическую интерпретацию как сверхчувственной реальности и оценивал ее как первичную, которая определяет мир чувственных явлений (именуемых феноменами, а метафизические явления именуются ноуменами): это ноуменальная реальность, которая аффицирует нашу чувственность,т. е. воздействует на нее, но остается непостижимой для чувств и для ума.

Смысл кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в том, что чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе.

Кант как философ:

— поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта;

— признал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их;

— констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку.

По мнению Канта, в процессе познания участвуют:

— чувственный опыт;

— рассуждающее мышление (структуру которого составляют категории).

Основной функцией своих категорий Кант считал синтетическую, потому что в процессе познания осуществляется синтез (объединение) разрозненных чувственных впечатлений в устойчивые комплексы, становящиеся предметом нашего суждения.

В центре внимания онтологии Канта находится бытие-процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь — это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.

>  
ПО ФИЛОСОФИИ: кратко, самое главное и основное:
 
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
17. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ
18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
27. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
31. ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ ШОПЕНГАУЭРА НИЦШЕ БЕРГСОНА МАРКСА
33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У ШОПЕНГАУЭРА, НИЦШЕ, БЕРГСОНА
40. ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.
44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ
52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО
53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПЛАТОНУ
54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ, ДЕКАРТ И СПИНОЗА
57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА
58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ
61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА К РАЗУМУ
63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО
69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ
70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ XX в.
71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
84. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 
 
Яндекс.Метрика