главная философии

ФИЛОСОФИЯ: ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ ПЛАТОНА

Платон (427–347 гг. до н. э.) — величайший мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру, он полагал, что задачей философии является познание вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По словам Платона, философами не становятся, философами рождаются.

Платон любил философию: все философствование этого мыслителя — выражение его жизни, а его жизнь — выражение его философии.

Основная идея Платона: чувственное восприятие не дает постоянного знания, т. е. доставляет только мнение, а вовсе не уверенность.

По мнению Платона, космос — это своего рода художественное произведение. Космос живет, пульсирует, дышит, он преисполнен различными потенциями, а управляется силами, образующими общие закономерности.

По учению Платона, мир по природе двойствен, он делится:

— на видимый мир изменчивых предметов;

— невидимый мир идей.

Идея является центральной категорией в философии Платона. Идея вещи — это нечто идеальное. Идея является смыслом и сущностью вещи.

Высшей идеей называется идея абсолютного добра, мировой разум, ей подобает название разума и Божества.

В платоновском учении о познании недооценивается роль чувственной ступени познания. Философ полагал, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму.

Платон рассматривает познание с позиций диалектики. Понятие «диалектика» происходит от слова «диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит, спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. Диалектика — это искусство думать, думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

Особенно подробно Платон разрабатывал диалектики:

— единого и многого;

— тождественного и иного;

— движения и покоя и т. д.

Философия природы Платона тесно связана с математикой. Платон исследовал диалектику понятий, что имело большое значение для последующего развития логики.

Платон считал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и поэтому не подлежит логическому уразумению. Философ отличал знание от субъективного ощущения. Связь, которую мы вносим в суждения об ощущениях, не есть ощущения: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его.

Общие понятия — это результат особых умственных операций, «самодеятельности нашей разумной души»: они не применимы к отдельным вещам. Общие определения и понятия относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то иному: они выражают род или вид, т. е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По мнению Платона, получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и есть суть его объективного идеализма. В платоновском объективном идеализме «мир идей» порождает «мир вещей». И хотя Платон утверждает, что невозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается «мир идей».

>  
ПО ФИЛОСОФИИ: кратко, самое главное и основное:
 
1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ
6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА
14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
17. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ
18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.
21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в.
26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в.
27. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН
29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ
30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
31. ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ ШОПЕНГАУЭРА НИЦШЕ БЕРГСОНА МАРКСА
33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ
38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ
39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У ШОПЕНГАУЭРА, НИЦШЕ, БЕРГСОНА
40. ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO
42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ
43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.
44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ
52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО
53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПЛАТОНУ
54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ, ДЕКАРТ И СПИНОЗА
57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА
58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ
59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ
61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ
62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА К РАЗУМУ
63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ
66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО
69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ
70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ XX в.
71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
84. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ
90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 
 
Яндекс.Метрика