главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: — Фалес — астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде; — Анаксимен — первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; — Анаксимандр — первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным. Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания. 2. Школа Пифагора. Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», — вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины. В числах пифагорейцы видели: — свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего; — объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор успешно занимался разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального типа мышления. Важно заметить, что пифагорейцы достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Пифагору принадлежит идея перевоплощения душ, он считал, что душа бессмертна. 3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) — философ и поэт, он изложил свое учение стихами: — выступал против антропоморфических элементов в религии; — высмеивал богов в человеческом виде; — жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека; — считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных; — стоял во главе монотеистов и во главе скептиков; — осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) — философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы: — разграничивал истину и мнение; — центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия; — по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия; — сущее считал лишенным изменчивости и многообразия; — бытие есть, небытия нет. Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) — философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида: — вся его жизнь — борьба за истину и справедливость; — он развивал логику как диалектику. 4. Школа Сократа. Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. > > ПО ФИЛОСОФИИ: кратко, самое главное и основное: 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. 27. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 31. ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ ШОПЕНГАУЭРА НИЦШЕ БЕРГСОНА МАРКСА 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У ШОПЕНГАУЭРА, НИЦШЕ, БЕРГСОНА 40. ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПЛАТОНУ 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ, ДЕКАРТ И СПИНОЗА 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА К РАЗУМУ 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ XX в. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ 84. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |