главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМВторая форма позитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) — хронологически относится к концу XIX — началу XX вв. Представлен эмпириокритицизм двумя крупными мыслителями: — Эрнстом Махом (1838–1916); — Рихардом Авенариусом (1843–1896). Эмпириокритицизм — философская система «чистого опыта», критический критицизм, стремящийся ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире». Эрнст Мах — австрийский физик и философ, настаивающий на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов, совокупность ощущений образует тела. Свои элементы мыслитель считает нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Понятия австрийский философ рассматривал как символы, которые обозначают «комплексы ощущений», а науки в целом — как совокупность гипотез, которые подлежат замещению непосредственными наблюдениями. По мнению Эрнста Маха, мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задачей науки является их описание (с математической обработкой), т. е. честное описание фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль. Мах считает такое описание идеалом научного исследования, из которого следует удалить все лишнее (религиозные представления, философские категории) для облегчения мыслительного процесса. Авенариус и Мах предложили критический анализ опыта, чтобы очистить науку от метафизических утверждений. Предметом второго позитивизма были: — особенности научного мышления; — механизм образования знания; — анализ методов получения истинного знания. Этот подход к позитивному знанию позволил дать новое по сравнению с первым, классическим позитивизмом объяснение ощущений — как изначальных, «нейтральных», не разложимых на «физическое» и «психическое» элементов. Второй позитивизм значительно повлиял на интеллектуально-мировоззренческий климат первой четверти XX в., когда наступило концептуальное переосмысление содержания исходных методологических положений классической науки. Влияние второго позитивизма испытали: — А. Эйнштейн (1879–1955) — известный французский математик и философ; — А. Пуанкаре (1854–1912) — немецкий физик, химик, философ науки; — В. Оствальд (1853–1932) — лауреат Нобелевской премии по химии. В вопросах гносеологии и методологии второй позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции. Например, для Маха понятие может быть настолько содержательным, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта. Науку, ее цель и природу Эрнст Мах объяснял инст-рументалистски, рассматривая науку как совокупность операций, которые позволяют полезно действовать на практике. Целью науки является простое и экономическое описание фактов. Функция науки — адаптивно-биологическая, помогающая человеку ориентироваться в жизни. Идеи второго позитивизма оказали существенное влияние на интеллектуально-мировоззренческий и методологический климат науки конца XIX — начала XX вв., когда в познании начались радикальные качественные изменения. > > ПО ФИЛОСОФИИ: кратко, самое главное и основное: 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. 27. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 31. ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ ШОПЕНГАУЭРА НИЦШЕ БЕРГСОНА МАРКСА 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У ШОПЕНГАУЭРА, НИЦШЕ, БЕРГСОНА 40. ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПЛАТОНУ 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ, ДЕКАРТ И СПИНОЗА 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА К РАЗУМУ 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ XX в. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ 84. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |