главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИАнтичный мир — эпоха греко-римской классической древности. Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия. Со стороны истории античную философию делят на пять периодов: — натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы); — гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты); — классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля); — период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики); — неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии: 1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии; 2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека; 3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного; 4) античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий; 5) античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот; 6) античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия. Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур. Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые. В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое. В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель. Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества. По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей. Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. > > ПО ФИЛОСОФИИ: кратко, самое главное и основное: 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. 27. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 31. ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ ШОПЕНГАУЭРА НИЦШЕ БЕРГСОНА МАРКСА 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У ШОПЕНГАУЭРА, НИЦШЕ, БЕРГСОНА 40. ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПЛАТОНУ 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ, ДЕКАРТ И СПИНОЗА 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА К РАЗУМУ 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ XX в. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ 84. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |