главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯС XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви. Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму: — Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов; — Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан; — Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности). Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: — светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви; — ценностно-моральный акцент философии и литературы. Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Основные черты философии эпохи Возрождения: — отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; — использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура); — тесная связь с естествознанием; — исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Никколо Макиавелли (1469–1527) — один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства. Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы — государства. Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли. Вопросы, которые рассматривает Макиавелли: — «Что лучше: внушать любовь или страх?» — «Как государи должны держать слово?» — «Каким образом избегать ненависти и презрения?» — «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?» — «Как избежать льстецов?» и др. > > ПО ФИЛОСОФИИ: кратко, самое главное и основное: 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 5. СВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С МИФОЛОГИЕЙ И РЕЛИГИЕЙ 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА 8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ 10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА 14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ 16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 17. ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в. 21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ 23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в. 25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70–90-Х гг. ХХ в. 26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX в. 27. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ 28. ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН 29. ОНТОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О БЫТИИ 30. ОНТОЛОГИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 31. ВОПРОС О БЫТИИ У КАНТА 32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ ШОПЕНГАУЭРА НИЦШЕ БЕРГСОНА МАРКСА 33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ 34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ 37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ 38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ 39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У ШОПЕНГАУЭРА, НИЦШЕ, БЕРГСОНА 40. ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO 42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ 43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв. 44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ 46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ 47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ 48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ 50. МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ 51. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ 52. ОППОЗИЦИЯ ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО 53. ИЕРАРХИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО ПЛАТОНУ 54. АРИСТОТЕЛЬ О ПРЕДМЕТЕ И ОСНОВАХ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ 56. МЕТОД ДЕДУКЦИИ И ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ, ДЕКАРТ И СПИНОЗА 57. ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА 58. КАНТОВСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ 60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ 61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ 62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА К РАЗУМУ 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ 65. ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ПРИРОДОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ В НАШИ ДНИ 66. ВОПРОС О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА 67. ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 68. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДОСТОЕВСКОГО 69. ИДЕЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКА У НИЦШЕ 70. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ФИЛОСОФИИ XX в. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА 73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ 83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ 84. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в. 85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ 86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА 88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ 89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ 90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ |