главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
ФИЛОСОФИЯ: Движение8. ДвижениеПонятие движения и его формы. Мир находится в постоянном движении: у него нет «выходных дней», он никогда не «устает». Миллиарды звезд, которыми мы любуемся в ясную ночь и которые кажутся нам неподвижными, движутся сложным образом с колоссальными скоростями. Вместе со своими спутниками, вращающимися вокруг них, они вращаются вокруг своей оси и участвуют во вращении всей Галактики вокруг ее оси, причем различные участки Галактики имеют одинаковые периоды вращения. В свою очередь наша Галактика движется относительно других галактик. И нет конца этим причудливым кривым, по которым кружится карусель мира. На определенном этапе своей эволюции некоторые звезды взрываются, вспыхивают могучими космическими фейерверками. Наше Солнце — бушующий огненный ураган. Вся его поверхность возбуждена, бурлит и извергается. Колоссальные огненные волны передвигаются по взбудораженной солнечной поверхности. Огромные фонтаны пламени — протуберанцы — бьют на сотни тысяч километров в высоту. Гигантские потоки внутреннего тепла выбрасываются на его поверхность, изливаются в пространство в виде радиации. Движение многообразно. В организмах животных и людей совершаются сложные физиологические процессы. Сердце, толкая кровь по сосудам, бьется, не переставая ни на одну минуту… И так всю жизнь. В обществе все время происходит развитие и обновление экономики, политики, культуры, трудовой и познавательной деятельности людей. Движение — это способ существования сущего. Быть — значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения. Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность — конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель субстанция. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра — носителями ядерной формы движения, элементы атома — носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — носителями химической формы движения и т. д. вплоть до социальной формы движения, которая в ряду известных форм движения является высшей. Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Этот другой объект носит название системы отсчета. Движение внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Так, любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит только через движение. Вообще в бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению и в конечном счете — к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную, например мы неподвижны относительно данного здания, а оно — относительно Земли. Но мы непрестанно движемся вместе с Землей, а она вместе с окружающим ее воздушным океаном вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Абсолютизация покоя есть ошибка, а абсолютизация изменчивости при забвении устойчивости в изменяющемся есть абсолютный релятивизм. Двигаться — значит быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновременно там. Такова диалектика движения[220][На реальную противоречивость движения еще в древности указывал Зенон.]. Недопустимость абсолютизации энергии. В истории философии и естествознания существовала точка зрения, абсолютизировавшая энергию. Так, немецкий химик и физик В. Оствальд считал, что в действительности существует лишь энергия: «Что вы чувствуете, господа, когда вас ударят палкой, — палку или ее энергию? Только энергию!» И всюду, где люди привыкли осязать и видеть материю, на самом деле они, по мнению Оствальда, осязают и видят лишь «чистую энергию». Заблуждение Оствальда состояло в абсолютизации энергии. Чистая энергия — это одна из характеристик интенсивности взаимодействия материальных объектов. В процессе научного познания нередко приходится выделять лишь энергетическую сторону процессов, отвлекаясь от их носителя. Это правомерная и плодотворная абстракция. Например, пока реальная структура элементарных частиц неизвестна, приходится вообще ограничиваться лишь энергетическим описанием процессов взаимных превращений частиц. Однако абсолютизация этого ведет к тому, что энергия как величина, сохраняющаяся во всех этих процессах, иногда трактуется в качестве неуничтожимой, устойчивой субстанции, из которой как бы «приготовляются» элементарные частицы. Иногда фотоны отождествляются с «чистой энергией». Экспериментальное открытие П.Н. Лебедевым светового давления показало, что фотоны (свет) — это мельчайшие сгустки материи, обладающие не только энергией, но и массой. В духе энергетизма истолковывается закон, связывающий массу и энергию материальных объектов: Е = mc2, где энергия E равна произведению массы m на квадрат скорости света c. Известно, что масса не материя, а одно из ее свойств. Смысл приведенной формулы (открытого Эйнштейном закона эквивалентности массы и энергии) состоит в том, что с возрастанием массы растет и энергия, и наоборот, материальный объект обладает определенной массой и соответствующей этой массе энергией. Материя не может превращаться ни в одно из своих свойств. Масса — мера таких свойств материи, как инерция и гравитация, а энергия — мера движения. > > ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: содержание: ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ: УЧЕНИЕ О БЫТИИ: 1. Бытие как всеохватывающая реальность 2. Историческое осознание категории бытия 3. Объективное бытие и Я-бытие 4. О метафизике 5. Иерархия типов реальности 6. Бытие как проблема 7. Материя 8. Движение 9. Пространство и время 10. Основные категории философии ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ В МИРЕ: 1. Общее понятие о человеке 2. О многомерности человека 3. Человек и человечество 4. Личность и Я 5. Идея личностной уникальности ДУША, СОЗНАНИЕ И РАЗУМ: 1. Общее представление о душе 2. Душа и тело 3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального 4. Что такое сознание 5. Сознание, самосознание и рефлексия 6. Сознание и сфера бессознательного 7. О психике животных 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости 9. Сознание, язык, общение ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: 1. Сущность и смысл познания 2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм 3. Виды познания 4. Соотношение знания и веры 5. Субъект и объект познания 6. Познание, практика, опыт 7. Идеальные побудительные силы познания 8. Что есть истина 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание 10. Мышление: его сущность и основные формы 11. Методы и приемы исследования 12. Об открытии и изобретении 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества 14. Доказательство и опровержение ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ и ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИОСОФИИ: 1. Зарождение социально-исторического сознания 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения 3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени ЗАКОНОМЕРНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ И СТИХИЙНОЕ В ИСТОРИИ: 1. Идея общественно-исторической закономерности 2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе 3. Стихийное и сознательное в истории ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, НАЦИЯ И СЕМЬЯ: 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система 3. Сущность нации 4. Любовь, брак, семья 5. Вопросы демографии ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: 1. Философско-экономический образ мышления 2. Философия и психология труда 3. Философия техники 4. Человек, общество и природа: проблемы экологии 5. Собственность и самоутверждение личности 6. Сущность и составляющие социально-экономического управления 7. «Невидимая рука и зоркий глаз» государства 8. Нравственно-психологические устои экономики ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: 1. Идея права: право власти и власть права 2. Социальная справедливость как правовая ценность 3. Сущность государства 4. Политическая власть 5. Политика и нравственность 6. Идея разделения властей и институты власти 7. Политический строй либерально-демократического общества 8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности 9. Недемократические политические режимы 10. Тоталитарное разложение души ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества 2. Политическое сознание 3. Правосознание и его культура, правовое послушание 4. Нравственное сознание 5. Философия религии 6. Эстетическое сознание и философия искусства 7. Научное сознание и мир науки 8. Философия культуры О РОЛИ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ: 1. Народ как основная практически созидающая сила истории 2. Толпа и ее психология 3. О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя СМЫСЛ ИСТОРИИ И ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА: 1. О смысле истории 2. Об историческом прогрессе |
основы философии |