главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: Гуссерль8. Э. ГуссерльЭдмунд Гуссерль (1859–1938) — выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии — феноменологии [В России большое влияние воззрений Гуссерля испытал на себе А.Ф. Лосев, что сказалось на всем его творчестве. Он неоднократно и с пафосом говорил мне: «Я гуссерлианец!»], что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. По Э. Гуссерлю, феноменология — это «строго научная философия» о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия», о «самоочевидных логических принципах», дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции». В результате из рассмотрения исключаются (или «заключаются в скобки») весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существовании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта — предельно обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т. е. описательной, наукой. Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом томе своих «Логических исследований» Гуссерль атакует психологизм своей эпохи, критикует попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы не психологичны по своей природе. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непременно нуждаются в определенном философском обосновании. В «Логических исследованиях» Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: Ее основной объект — это научное знание и познание, Ее цель — построить науку о науке, т. е. «наукоучение». Решающая проблема теории познания — проблема объективности познания. Философу, говорит Гуссерль, недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет привести в ясность, что такое по существу «вещи», «события», «законы природы» и т. п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает возможным теорию и т. п. Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинное теоретическое познание. Гуссерль, повторяем, рассматривал философию как строгую науку — науку о феноменах сознания. Вслед за рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился отыскать последние самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т. е. сведения высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех догматических принципов, которые вырастают на почве обычной «естественной установки» сознания в своем отношении к миру. С его точки зрения, философия призвана стать борцом и за необходимое человечеству самосознание: как раз это и было основанием всего логического здания его системы. Гуссерль призывал к свершению «эпохе» воздержанию от какого-либо утверждения. В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания — интенциональность, т. е. направленность сознания на предмет (заметим, что со времен древних мыслителей так и понимали отношение сознания к объекту). Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов. Таким своеобразным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одновременно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности событий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как «значения», не обладающие собственным, самодостаточным статусом существования. В последний период жизни он обратился к идее «жизненного мира», что вело его к философии жизни. Он выступал против господства сциентизма[165][В данном контексте под сциентизмом имеется в виду абсолютизация науки, прежде всего естествознания как единственного образца собственно научного способа осмысления сущего,] и натуралистически-позитивистского мировоззрения вообще. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики > > ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. От мифа к Логосу 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 3. О семи мудрецах 4. Пифагор и его школа 5. Гераклит Эфесский 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон 7. Эмпедокл 8. Анаксагор 9. Атомизм Левкиппа - Демокрита 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик 11. Сократ 12. Платон 13. Аристотель ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА 14. Киники и скептики 15. Эпикур и эпикурейцы 16. Стоицизм 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Блаженный Августин 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия 3. Абеляр 4. Фома Аквинский 5. Бэкон 6. Скот 7. Оккам 8. Об универсалиях ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Монтень 2. Пико делла Мирандола 3. Николай Кузанский 4. Бёме 5. Бруно ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII 1. Бэкон 2. Гоббс 3. Декарт 4. Паскаль 5. Спиноза 6. Локк 7. Лейбниц 8. Беркли 9. Юм ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Вольтер 2. Руссо 3. Дидро 4. Гольбах НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Кант 2. Фихте 3. Шеллинг 4. Гегель 5. Фейербах ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ 1. Шопенгауэр 2. Кьеркегор 3. Ницше 4. Бергсон 5. Пирс 6. Джемс 7. Дьюи 8. Гуссерль 9. Представители герменевтики 10. Шелер 11. Тейяр де Шарден 12. Хайдеггер 13. Ясперс 14. Сартр 15. Позитивизм Конта 16. Неопозитивисты 17. Рассел 18. Витгенштейн 19. Леви-Строс 20. Поппер РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Ломоносов 2. Радищев 3. Чаадаев 4. Славянофилы 5. Западники 6. Толстой 7. Достоевский 8. Федоров, Леонтьев, Розанов 9. Соловьев 10. О философии XX века |
история философии |