главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: Серен Кьеркегор2. С. КьеркегорСерен Кьеркегор (1813–1855) — датский теолог, философ, представитель философии жизни [В истории философии принято именовать некоторые учения и таким словосочетанием, как «философия жизни». Это направление возникло как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума. Опираясь на традиции немецкого романтизма, «философия жизни», в лице, например, Ф. Ницше, А. Бергсона, О. ШпенгЛера подходит к жизни как первичной и исходной реальности в построении философских учений.], и писатель. Как и А. Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, — будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор выдвинул идею «экзистенциального мышления». В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не «затронутому» человеческой субъективностью. Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т. д. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является «бессилие мысли», подлинный «скандал для рассудка», а отсюда переход к мифу. Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Г. Гегеля, за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, говорил он, превыше всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Кьеркегор исходил из того, что у каждой эпохи свои умонастроения, свои особые моральные принципы и «своя безнравственность». Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное «забывается в общем». Он призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реальную человеческую жизнь, в личные страдания. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке. Многие, по Кьеркегору, суть критерии неистинности: каждый имеет свои критерии оценки, искреннее личностное заблуждение может превратить не-истину в истину. Естественно, что долго удержаться на этой холодной и открытой для пессимистических выводов личностной вершине Кьеркегор не мог. В результате возвышающая идею человека личностная интуиция привела к апологии страха, для преодоления которого и утешения, полагал Кьеркегор, необходимо религиозное общение с Богом. Не приняв межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества, Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия. Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия (Кьеркегор назвал одну из своих книг «Страх и трепет»). По словам Л. Шестова, он отошел от традиционного онтологического анализа бытия и сосредоточился на тончайших переживаниях личностью своего уникального бытия. Как уже говорилось, Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону. И в самом деле: какой интерес математике или физике, да и вообще научному познанию до индивидуальных страданий людей, личных судеб, радостей, смеха и плача? Если в нескольких словах сформулировать заветные мысли Кьеркегора, следовало бы сказать: самое большое несчастье человека — безусловное доверие разумному мышлению. Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторял: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом Это, конечно, крайность, быть может, оправданная крайностями противоположных позиций. Вероятно, в этом какая-то уникальная правда!? Говорят же в народе: чтобы выпрямить палку, нужно перегнуть ее в противоположную сторону! Даже величайший психолог Ф.М. Достоевский не мог избежать художественного обобщения, типизации всевозможных страданий и парадоксов именно индивидуальной психологии. > > ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. От мифа к Логосу 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 3. О семи мудрецах 4. Пифагор и его школа 5. Гераклит Эфесский 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон 7. Эмпедокл 8. Анаксагор 9. Атомизм Левкиппа - Демокрита 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик 11. Сократ 12. Платон 13. Аристотель ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА 14. Киники и скептики 15. Эпикур и эпикурейцы 16. Стоицизм 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Блаженный Августин 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия 3. Абеляр 4. Фома Аквинский 5. Бэкон 6. Скот 7. Оккам 8. Об универсалиях ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Монтень 2. Пико делла Мирандола 3. Николай Кузанский 4. Бёме 5. Бруно ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII 1. Бэкон 2. Гоббс 3. Декарт 4. Паскаль 5. Спиноза 6. Локк 7. Лейбниц 8. Беркли 9. Юм ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Вольтер 2. Руссо 3. Дидро 4. Гольбах НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Кант 2. Фихте 3. Шеллинг 4. Гегель 5. Фейербах ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ 1. Шопенгауэр 2. Кьеркегор 3. Ницше 4. Бергсон 5. Пирс 6. Джемс 7. Дьюи 8. Гуссерль 9. Представители герменевтики 10. Шелер 11. Тейяр де Шарден 12. Хайдеггер 13. Ясперс 14. Сартр 15. Позитивизм Конта 16. Неопозитивисты 17. Рассел 18. Витгенштейн 19. Леви-Строс 20. Поппер РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Ломоносов 2. Радищев 3. Чаадаев 4. Славянофилы 5. Западники 6. Толстой 7. Достоевский 8. Федоров, Леонтьев, Розанов 9. Соловьев 10. О философии XX века |
история философии |