главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: Уильям ДжеймсУ. ДжеймсУильям Джеймс (1862–1910) — американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно Джеймсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. В значительной мере история философии есть история своеобразного столкновения человеческих темпераментов. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок. Мы встречаем в философии два интеллектуальных типа. Один из них — «мягкий»: рационалист, оперирующий «принципами», интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерминист, монист, догматик; другой — «жесткий»: эмпирист, оперирующий «фактами», сенсуалист, материалист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик. Но мы хотим посредствующей системы: рационализм дает религию без фактов, эмпиризм дает факты без религии, мы же хотим соединить честное научное обращение с фактами со старой верой в человеческие ценности. Такой посредствующей системой является прагматизм, который способен оставаться религиозным, подобно рационализму, и в то же время сохранить интимнейшую близость с фактами. Так характеризует суть позиции Джеймса наш талантливый психолог и философ П.П. Блонский Воззрения Джемса являют собой своеобразное сочетание эмпиризма с идеалистическими и даже мистическими тенденциями. Признавая невозможность объяснения явлений сознания из материальных факторов, он в то же время придавал этим факторам весьма существенное значение. Джемс отрицал существование бессознательного начала в нашей душевной жизни и вслед за А. Бергсоном отстаивал идею единства душевной жизни, борясь против атомистического, внутри-себя-расчлененного ее понимания, столь ярко выраженного, например, в английской ассоцианистской психологии. Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления из учения о душе. Он приписывал сознанию такие основные признаки: всякое состояние сознания является состоянием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание), в сознании происходит постоянная смена его состояний («поток сознания») и он непрерывен; сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определенное, как это четко проявляется в акте внимания и волевого усилия. Ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным. В теории познания Джемс исходит из признания исключительной значимости опыта. В своих исследованиях он обращается к — конкретному- к фактам, прежде всего к действиям, к поведенческим актам, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал. Противопоставляя эмпирический метод методу рационалистическому, он создал учение, которое назвал радикальным эмпиризмом. По Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс абсолютизировал успех, превращая его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у него истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания. Прагматисты, в том числе Джемс, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Философия, по Джемсу, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Согласно Джемсу, мы реально имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления состоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха. По словам Джемса, ось мира проходит через эгоистические центры человека; быть может, мы находимся в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках: они видят книги и слышат разговор, но не чуют во всем этом никакого смысла. Джемс унаследовал глубокую веру в Бога от своей семьи. Его религиозные убеждения были демократичны, полны тепла и человеческой доброты. Идея Бога, по Джемсу, истинна. Она служит удовлетворительно в самом широком смысле слова, и мы вполне можем веровать на основании факта религиозного опыта, говорящего, что «существуют высшие силы, занятые тем, чтобы спасти мир в смысле наших собственных идеалов»: в религии заключена истина, ее содержание проникнуто духом разума, нравственности и любви к ближнему. Речь, следовательно, идет об истине, от коей зависит счастье человечества и каждого индивидуума в отдельности. Джемс считал, что люди могут быть счастливы, исходя из того, что вера в Бога помогает им быть счастливыми. Джемс защищал принцип свободы воли и идею бессмертия души > > ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. От мифа к Логосу 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 3. О семи мудрецах 4. Пифагор и его школа 5. Гераклит Эфесский 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон 7. Эмпедокл 8. Анаксагор 9. Атомизм Левкиппа - Демокрита 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик 11. Сократ 12. Платон 13. Аристотель ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА 14. Киники и скептики 15. Эпикур и эпикурейцы 16. Стоицизм 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Блаженный Августин 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия 3. Абеляр 4. Фома Аквинский 5. Бэкон 6. Скот 7. Оккам 8. Об универсалиях ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Монтень 2. Пико делла Мирандола 3. Николай Кузанский 4. Бёме 5. Бруно ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII 1. Бэкон 2. Гоббс 3. Декарт 4. Паскаль 5. Спиноза 6. Локк 7. Лейбниц 8. Беркли 9. Юм ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Вольтер 2. Руссо 3. Дидро 4. Гольбах НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Кант 2. Фихте 3. Шеллинг 4. Гегель 5. Фейербах ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ 1. Шопенгауэр 2. Кьеркегор 3. Ницше 4. Бергсон 5. Пирс 6. Джемс 7. Дьюи 8. Гуссерль 9. Представители герменевтики 10. Шелер 11. Тейяр де Шарден 12. Хайдеггер 13. Ясперс 14. Сартр 15. Позитивизм Конта 16. Неопозитивисты 17. Рассел 18. Витгенштейн 19. Леви-Строс 20. Поппер РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Ломоносов 2. Радищев 3. Чаадаев 4. Славянофилы 5. Западники 6. Толстой 7. Достоевский 8. Федоров, Леонтьев, Розанов 9. Соловьев 10. О философии XX века |
история философии |