главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. ИХ РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ, ХРАНЕНИИ, ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИ70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. ИХ РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ, ХРАНЕНИИ, ПЕРЕДАЧЕ ИНФОРМАЦИИВысшие животные (млекопитающие и птицы), в отличие от неживой природы и низших животных, используют знаки-жесты, в которых может заключаться реакция на еще не произошедшее событие, связанное с контактом животных или с реакцией животного на следы пребывания того или иного объекта. Рычание собаки – это уже знак-жест, в отличие от нежестового знака. Но у сугубо человеческих языков, у языков культуры есть свои яркие особенности, отличающие их от языков животных: 1) языки культуры далеко выходят за пределы видовой деятельности, за пределы проблем видовой иерархии, проблем добывания пищи и защиты, обусловленных генетической программой; 2) человеческие языки могут давать представление об объекте не только в его отсутствие, но и в отсутствие непосредственно следов его пребывания. В них выражается способность человека не только к ограниченному временному (как у животных), но и к пространственному отвлеченному мышлению, к так называемым полным абстракциям; 3) знаковые системы человеческих языков охватывают практически все явления природы, наблюдаемые человеком; 4) знаковый запас человеческих языков отличается исключительным богатством. Словарный запас человека составляет в среднем 10–15 тыс. слов, часть из них – активные, которые человек использует, другая часть – пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам; 5) знак в рамках культуры приобретает поливариантность, т. е., в принципе, может быть соотнесен с неопределенно большим количеством значений, а знаковые системы приобретают динамизм и изменчивость. Таким образом, знакам культуры придается значение символов. В этих чертах человеческих языков отражается тот факт, что человек выступает активным преобразователем законов природы (разумеется, на доступном ему уровне). Речевые средства коммуникации позволили человеку создать множество систем звуковых языков, получивших впоследствии графическое выражение и ставших письменностью. Сам язык, который может передать любое культурное содержание, выступает в роли символа культуры и является единственным средством создания символов культуры. Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства и отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений. Знаком может быть не только буква или цифра, но и целая знаковая совокупность, обозначающая что-либо (напр., слово, предложение или большое определение). Культура – незаконченный текст с меняющимися значениями знаков, которым таким образом придается значение символов, в отличие от знака в его узком понимании изменчивых и, в принципе, могущих иметь любое значение. Каждый конкретный знак может быть отождествлен с реально существующим значением (денотатом), и число денотатов всегда ограничено или же их нет вовсе. Но в то же время у знака есть десигнат – совокупность объектов, к которым знак может быть применен (в том числе в качестве элемента). > > ФИЛОСОФИИ: основные понятия, школы, направления: кратко: 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 2. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ 3. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 4. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА 5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, ЙОГА 6. ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО 8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ 9. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС 10. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН 11. ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА 12. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ 13. ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ 14. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА 15. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 16. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА 17. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ 18. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 19. ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ 20. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО 21. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА 22. ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 23. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 24. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. БЭКОН 25. ФИЛОСОФИЯ ГОББСА 26. ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА 27. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ 28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО 29. ФИЛОСОФИЯ КАНТА 30. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ 31. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА 32. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ МАРКСА 33. АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX 34. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ШОПЕНГАУЭРА 35. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ БЕРГСОНА, НИЦШЕ 36. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА 37. ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВИЗМА И НЕОПОЗИТИВИЗМА 38. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАГМАТИЗМА. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ 39. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 40. ВИТГЕНШТЕЙН, МУР 41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 42. ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 43. СТРУКТУРАЛИЗМ 44. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 45. ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ 46. РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. ЧААДАЕВ 47. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РОССИИ. ГЕРЦЕН 48. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЧЕРНЫШЕВСКОГО 49. ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА 50. ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА 51. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА 52. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 53. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЕНИНА 54. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 55. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 56. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ 57. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В. 58. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ 59. КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ 60. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ 61. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА 62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ 63. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА 64. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ 65. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 66. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ 67. ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ 68. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ТОЙНБИ И ЯСПЕРС 69. ЯЗЫК. ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА 70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ 71. ПОЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ 73. ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ 74. ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ. ИДЕАЛ 75. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ 76. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ 77. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЮНГА, ВЕБЕРА, ДЮРКГЕЙМА 78. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА 79. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 80. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА 81. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЛОГИЯ XX 82. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО |