главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ56. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИБытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Увы, философия не сводится к очевидностям, более того, она постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям. Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, способы интерпретации, более или менее удачные. Таким образом, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos – сущее + logos – учение); любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует и каким образом, выясняется на основе теорий. Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия. > > ФИЛОСОФИИ: основные понятия, школы, направления: кратко: 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 2. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ 3. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 4. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА 5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, ЙОГА 6. ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО 8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ 9. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС 10. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН 11. ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА 12. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ 13. ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ 14. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА 15. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА 16. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА 17. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ 18. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ 19. ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ 20. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО 21. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА 22. ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 23. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 24. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. БЭКОН 25. ФИЛОСОФИЯ ГОББСА 26. ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА 27. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ 28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО 29. ФИЛОСОФИЯ КАНТА 30. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ 31. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА 32. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ МАРКСА 33. АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX 34. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ШОПЕНГАУЭРА 35. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ БЕРГСОНА, НИЦШЕ 36. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА 37. ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВИЗМА И НЕОПОЗИТИВИЗМА 38. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАГМАТИЗМА. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ 39. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ 40. ВИТГЕНШТЕЙН, МУР 41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 42. ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 43. СТРУКТУРАЛИЗМ 44. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 45. ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ 46. РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. ЧААДАЕВ 47. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РОССИИ. ГЕРЦЕН 48. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЧЕРНЫШЕВСКОГО 49. ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА 50. ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА 51. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА 52. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ 53. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЕНИНА 54. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 55. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ 56. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ 57. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В. 58. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ 59. КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ 60. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ 61. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА 62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ 63. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА 64. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ 65. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 66. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ 67. ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ 68. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ТОЙНБИ И ЯСПЕРС 69. ЯЗЫК. ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА 70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ 71. ПОЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ 73. ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ 74. ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ. ИДЕАЛ 75. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ 76. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ 77. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЮНГА, ВЕБЕРА, ДЮРКГЕЙМА 78. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА 79. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 80. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА 81. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЛОГИЯ XX 82. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО |