главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я от А до Д от Е до Л |
ЛОССКИЙ НиколайЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870–1965) – русский религиозный философ, создатель теории интуитивного знания, согласно которой весь мир, включая природу, других людей и даже Бога, познается нами так же непосредственно, как и мир нашего субъективного «Я». Л. удалось разработать и связать воедино гносеологию (теорию познания), онтологию (теорию бытия) и этику (теорию нравственного поведения). Большое влияние на философа, особенно в ранний период его творчества, оказали Платон, Плотин, Лейбниц, Вл. Соловьев. Главные труды мыслителя: «Ценность и бытие», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», «Бог и мировое зло», «Условия абсолютного добра».Основой онтологической конструкции Л. являются «единицы бытия» – «субстанциональные деятели». Они творятся Богом неопределенными, но имеют творческую силу, благодаря которой в процессе свободной эволюции из них вырабатываются все виды жизни. В самом бытии существует иерархия субстанциональных деятелей – от низших, проявлением которых является материя, до высших, достигших степени человечности или еще более высоких ступеней развития. Л. называет свою систему «иерархическим персонализмом». Неразложимые единицы бытия – «субстанциональные деятели» – нужны Л. как залог непреходящей и неуничтожимой множественности бытия, как обоснование его принципиального плюрализма. Неопределенность, потенциальность «единиц бытия» призвана санкционировать творческую динамику человека – «субстанционального деятеля» в мире. «Из рук Божьих, – пишет Л., – тварь выходит лишь как потенция личности, но еще не действительная личность»; судьба человека определяется им самим. «Плюрализм бытия» не абсолютен. «Субстанциональные деятели» составляют органическое, иерархически организованное единство. Низшая сфера этой иерархии – область, населенная эгоистическими деятелями, стремящимися к полноте жизни «для себя». Путь эгоизма, самоутверждения – это путь зла, добровольно избранный субстанциональным деятелем. Иной, высший мир – это царство духа. Обитатели этого мира также добровольно избрали отказ от обособленности; каждый в этом мире внутренне объединен с целым. Все его члены свободно живут в Боге, они наделены совершенным космическим сознанием. В основе этого мира лежит «всепроникающее мировое единство», всё переплетается со всем, «всё имманентно всему». Декларирование единства субстанциональных деятелей, их духовное родство и добровольное подчинение единым высшим ценностям, царству Духа, преодоление в конечном итоге разрыва духа и материи позволяет Л. выйти за рамки гносеологического рационализма, отказаться от противопоставления субъекта и объекта познания. И субъект, и объект познания – субстанциональные деятели, неразрывно связанные друг с другом. Познание в связи с этим предстает как основанное на «гносеологической координации», на изначальной «сочетанности субъекта и объекта» непосредственное интуитивное созерцание реальности. Познание в системе Л. оказывается лишь одним из способов взаимодействия субстанциональных деятелей в идеальном плане. Тем самым гносеология превращается в один из разделов онтологии. «Не зависящая от времени и пространства координация, – пишет Л., – есть не что иное, как связь самих сверхвременных и сверхпространственных деятелей друг с другом, благодаря которой всё, что переживает один деятель, как свое проявление, существует не только для него, но и для других деятелей всего мира». В такой гносеологии нет места для традиционной теоретико-познавательной проблемы «копии» и «оригинала»: «в знании присутствует не копия, не символ, не явление познаваемой вещи, а сама эта вещь в оригинале». Познание – это выделение вещи из всего многообразия взаимодействий; интуиция освещает лучами знания определенный фрагмент бытия. Интуиция сама является элементом взаимодействия субстанциональных деятелей, механизмом мирового единства. Чувственная, идеальная, мистическая стороны бытия открываются посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, мистической и чувственной. Личность, по мнению Л., находится в центре мироздания: «Личность есть центральный онтологический элемент мира». Основу личности составляет воля как устойчивое, идеальное, творческое начало. Воля продолжает творческое дело Бога. Бог каждого наделил «сверхкачественной творческой силой», то есть свободой воли и «нормативной индивидуальной идеей», которая является путеводной звездой для человека. Человек абсолютно свободен от своего прошлого, от зависимости от окружающей среды, даже от Бога, поскольку Он сотворил нас свободными. Понимая, что перспективы каждого к «самотворению» содержат опасные возможности злоупотребления свободой, Л. обосновывает необходимость «теономной» морали, принципы которой будут основаны не на исторически относительных социальных нормах, а на абсолютных религиозных ценностях. Самоценность личности возможна только в случае ее направленности на достижение сверхличных ценностей, без которых всё становится относительным, мир перестает быть единым целым. Л. видит силу зла, которое коренится не столько в слабости человека, сколько в его воле, направленной на разрушение во имя своего собственного самоутверждения. Разрушение в итоге обрекает человека на одиночество и внутренний разлад. Осознание этого в перспективе каждым человеком дает, по мнению Л., надежду с оптимизмом смотреть в будущее. В религиозной философии Л. его учение находит свое завершение. Этический пафос мыслителя, пронизывающий его систему, превращает онтологию познания в онтологизированную этику. > > Словарь по философии от Е до Л: кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории СОДЕРЖАНИЕ: от Е до Л: ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЕРЕСИ ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЖИЗНЬ ЗАКОН ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ЗЕНЬКОВСКИЙ ЗИММЕЛЬ ЗНАК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ ИБН РУШД ИБН СИНА ИДЕАЛИЗМ ИДЕАЛЬНОЕ ИДЕОЛОГИЯ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИЛЬИН ИММАНЕНТНОЕ ИНДИВИДУАЛИЗМ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ ИОАНН ДАМАСКИН ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ ИСИХАЗМ ИСКУССТВО ИСЛАМ ИСПОВЕДЬ ИСТИНА КАМПАНЕЛЛА КАМЮ КАНЕТТИ КАНТ КАРСАВИН КАССИРЕР КАТАРСИС КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАЧЕСТВО КВИЕТИЗМ КИНДИ КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОГЕН КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ КОНЕЦ ИСТОРИИ КОНТ КОНТРКУЛЬТУРА КОНФЛИКТ КОНФУЦИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ КОСМИЗМ КОСМОС КРИТИЦИЗМ КРОЧЕ КУЛЬТУРА КЬЕРКЕГОР ЛАМЕТРИ ЛАО-ЦЗЫ ЛЕВИ-СТРОСС ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЕЙБНИЦ ЛЕОНТЬЕВ ЛЕРМОНТОВ ЛИЧНОСТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛОГОС ЛОКК ЛОСЕВ ЛОССКИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ ЛЮБОВЬ ЛЮБОМУДРЫ |
от А до Д от Е до Л |