главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я от А до Д от Е до Л |
КАССИРЕР ЭрнстКАССИРЕР Эрнст (1874–1945) – немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства. Основные работы: «Познание и действительность», «Философия символических форм», «Миф государства».Вся история философской мысли рассматривается К. как предыстория кантианства. «Трансцендентальный», «критический» метод кантовской философии направлен, по мнению К., не на «вещь в себе», но на научные формы ее познания. Познающий субъект внутри содержания опыта проводит разграничения, фиксирует определенные отношения. Предмет познания, таким образом, «создается» самим процессом познания, является «заданным», а не «данным», объективно существующим. Все понятия естественных и точных наук рассматриваются К. как понятия об отношениях, то есть как «функции». Априорный (доопытный) «конструктивный ряд» определяет место каждого понятия в системе «функций». В поздний период своей деятельности К. выходит за рамки проблематики Марбургской школы. Он начинает думать, что математическое и естественнонаучное знание не являются образцом познания человеком мира и себя самого. К. приходит к выводу, что существует единый мир культуры, конструируемый с помощью символических априорных форм, представляющих высшие человеческие ценности. Различные сферы культуры (миф, религия, язык, искусство, история, наука) – это не сводимые друг к другу «символические формы». Естественнонаучное мышление – это лишь одна из форм творческой энергии, реализуемой в символических формах культуры. Человек, по словам К., «не может прожить свою жизнь, не выражая ее». Каждый способ выражения – это «род вечности», чисто человеческий способ преодоления единичного и эфемерного человеческого существования через элемент культуры – символ как объективацию ценности. Человек, по мнению К., не есть простое субстанциональное единство, его нельзя определить через перечисление ряда неизменных неотъемлемых качеств. Человек – единство «функциональное», он реализует себя через постоянное различение и отождествление с другими. Он буквально разрывается между двумя тенденциями – стремлением к сохранению старых форм и утверждением новых. Процесс «перебирания» символических форм для собственного выражения – бесконечный. Именно поэтому развитие человеческой культуры есть последовательный процесс самоосвобождения и самопознания человека. Невозможность в деле познания обойтись без посредника – социальной организации жизни – всё яснее осознается человеком. Его глубинное стремление к вечности разворачивается на полотне истории в форме бесконечного противоречивого процесса удержания старого и созидания нового, закрепленного в культурных символах. «Символическая функция» любого продукта человеческой деятельности в интуитивном акте соединяет теоретический и практический разум. Человек – это «символическое животное». Только пространство символа открывает перед человеком просторы творческой деятельности, сохраняя в то же время инвариантные структуры деятельности. К., рассматривая поэтапное развертывание символических форм в истории культуры, не считал неизбежным исчезновение генетически исходных форм. Так, миф как одна из первых «символических форм», организующих человеческую деятельность, сохраняет свое влияние и в настоящее время, воплощаясь в представлениях человека о власти («Миф государства»). Прочно связав понятие символа, символической формы с человеческой деятельностью, с культурой, К. одновременно реабилитирует в качестве объекта социально-культурного исследования повседневную человеческую жизнь во всей ее противоречивости. Интуитивное и дискурсивное, индивидуальное и общее, консервативное, косное и творческое в повседневной человеческой деятельности уже не разделены; они становятся сторонами единого объекта изучения. > > Словарь по философии от Е до Л: кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории СОДЕРЖАНИЕ: от Е до Л: ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЕРЕСИ ЖИЗНЕННЫЙ МИР ЖИЗНЬ ЗАКОН ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ЗЕНЬКОВСКИЙ ЗИММЕЛЬ ЗНАК ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ ИБН РУШД ИБН СИНА ИДЕАЛИЗМ ИДЕАЛЬНОЕ ИДЕОЛОГИЯ ИКОНА ИКОНОБОРЧЕСТВО ИЛЬИН ИММАНЕНТНОЕ ИНДИВИДУАЛИЗМ ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ ИОАНН ДАМАСКИН ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ ИСИХАЗМ ИСКУССТВО ИСЛАМ ИСПОВЕДЬ ИСТИНА КАМПАНЕЛЛА КАМЮ КАНЕТТИ КАНТ КАРСАВИН КАССИРЕР КАТАРСИС КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ КАЧЕСТВО КВИЕТИЗМ КИНДИ КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОГЕН КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ КОНЕЦ ИСТОРИИ КОНТ КОНТРКУЛЬТУРА КОНФЛИКТ КОНФУЦИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ КОСМИЗМ КОСМОС КРИТИЦИЗМ КРОЧЕ КУЛЬТУРА КЬЕРКЕГОР ЛАМЕТРИ ЛАО-ЦЗЫ ЛЕВИ-СТРОСС ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЕЙБНИЦ ЛЕОНТЬЕВ ЛЕРМОНТОВ ЛИЧНОСТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛОГОС ЛОКК ЛОСЕВ ЛОССКИЙ ЛУНАЧАРСКИЙ ЛЮБОВЬ ЛЮБОМУДРЫ |
от А до Д от Е до Л |