главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: Практическая сфера реализации эстетических представлений: кратко65. Практическая сфера реализации эстетических представленийКаждый человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Но интуитивного понимания сферы красоты недостаточно для уверенного ориентирования в ней. Вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики А. Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство – как воплощение красоты. Такое обоснование эстетического с позиций символического характера является немного наивным. Если эстетическое включено в процесс символизации, оно объединяет субъект с объектом, духовное с телесным. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением. Стремясь приумножить и развить мир прекрасного, человек обращается к искусству. Искусство есть воплощение красоты, оно и предполагает ее сотворение. Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в музыке – звуки, которые извлекаются музыкантами благодаря музыкальным инструментам. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красоту, прекрасное можно выразить не только в материальном, но и в мысли. Так, в науке высоко ценят доказательства, т. е. красоту мышления, мыслей. Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, произведением искусства и техническим артефактом, т. е. техническим изделием или устройством. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Не исключено, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технический артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники. > > ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии: 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания 2. Что такое философия 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения 4. Структура философского знания 5. Бытие как всеохватывающая реальность 6. Познание 7. Виды познания 8. Субъект и объект познания 9. Общие представления о духе 10. Материя 11. Сознание 12. Движение 13. Пространство и время 14. Общие понятия о человеке 15. Человек в мире природы 16. Понятие общества 17. Социальная структура общества 18. Гражданское общество 19. Человек и культура 20. Массовая культура 21. Типы цивилизаций 22. Основные положения эволюционной теории познания 23. Отражение как четвертое свойство материи 24. Истина как процесс 25. Критерии истины 26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра 27. Ложь 28. Заблуждение 29. Ценность как категория 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии 31. Закон единства и борьбы противоположностей 32. Взаимопереход количественных и качественных изменений 33. Закон отрицания отрицания 34. Этапы истории философии 35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения 36. Философия и культура Древнего Востока 37. Античная философия 38. Средневековая философия 39. Философия Возрождения 40. Философия Нового времени 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в 42. Философия эпохи Просвещения 43. Философия Канта 44. Философия Гегеля 45. Антропологический материализм Фейербаха 46. Философская концепция марксизма 47. Философия позитивизма: этапы развития 48. Философия прагматизма 49. Герменевтика как философское направление 50. Сциентизм и антисциентизм 51. Человек в «философии жизни» 52. Учения психоанализа и неофрейдизма 53. Проблема свободы в экзистенциализме 54. Значение творчества 55. Философские дискуссии западников и славянофилов 56. Философские идеи Достоевского и Толстого 57. Философская система Соловьева 58. Русский космизм 59. Диалектика. Структура диалектики 60. Особенности философской и религиозной картин мира 61. Понятие культуры в философии 62. Этапы исторического развития этических представлений 63. Эволюция эстетических идей 64. Категориальный аппарат эстетической теории 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ |