главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: Истина как процесс: кратко24. Истина как процессИстина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины – объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них. Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.). Истина – это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающего изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной объективной истины. Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждое из них имеет свою специфику. Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов. Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов. Существуют две позиции в отношении абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм – изменчивой стороны каждой истины. В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы объективной действительности неминуемо превращает истину в антипод – в заблуждение. > > ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии: 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания 2. Что такое философия 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения 4. Структура философского знания 5. Бытие как всеохватывающая реальность 6. Познание 7. Виды познания 8. Субъект и объект познания 9. Общие представления о духе 10. Материя 11. Сознание 12. Движение 13. Пространство и время 14. Общие понятия о человеке 15. Человек в мире природы 16. Понятие общества 17. Социальная структура общества 18. Гражданское общество 19. Человек и культура 20. Массовая культура 21. Типы цивилизаций 22. Основные положения эволюционной теории познания 23. Отражение как четвертое свойство материи 24. Истина как процесс 25. Критерии истины 26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра 27. Ложь 28. Заблуждение 29. Ценность как категория 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии 31. Закон единства и борьбы противоположностей 32. Взаимопереход количественных и качественных изменений 33. Закон отрицания отрицания 34. Этапы истории философии 35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения 36. Философия и культура Древнего Востока 37. Античная философия 38. Средневековая философия 39. Философия Возрождения 40. Философия Нового времени 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в 42. Философия эпохи Просвещения 43. Философия Канта 44. Философия Гегеля 45. Антропологический материализм Фейербаха 46. Философская концепция марксизма 47. Философия позитивизма: этапы развития 48. Философия прагматизма 49. Герменевтика как философское направление 50. Сциентизм и антисциентизм 51. Человек в «философии жизни» 52. Учения психоанализа и неофрейдизма 53. Проблема свободы в экзистенциализме 54. Значение творчества 55. Философские дискуссии западников и славянофилов 56. Философские идеи Достоевского и Толстого 57. Философская система Соловьева 58. Русский космизм 59. Диалектика. Структура диалектики 60. Особенности философской и религиозной картин мира 61. Понятие культуры в философии 62. Этапы исторического развития этических представлений 63. Эволюция эстетических идей 64. Категориальный аппарат эстетической теории 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ |