главная | философии | |
ФИЛОСОФИЯ: Нового времени: кратко40. Философия Нового времениЭпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека – предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных обществ (Лондонское королевское общество – Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже – естественно-научная академия). В науке – опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения), появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания. Ведущая наука о движении тел – механика, сыгравшая огромную методологическую роль в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в. Философия связана с социологической не только через естествознание, но и религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или… или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности – деизм, концепция двух истин – божественной и природной. С новой силой начинается полемика в форме эмпиризма и рационализма: чем является основа подлинного знания – разумом или опытом? То есть, в XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира. Выделяют два основных направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм – чувственный опыт – единственный источник знаний: 1) идеалистический эмпиризм ( Беркин, Юм). Опыт – совокупность ощущений и представлений; 2) величина мира – величина опыта; 3) материалистический эмпиризм ( Бэкон, Гоббс). Источник чувственного опыта – внешний мир. Рационализм – на первом плане – логическое основание науки, разум – источник познания и критерий истинности. Основные идеи философии Нового времени. 1. Автономно мыслящий субъект. 2. Методическое сомнение. 3. Индуктивно-эмпирический метод. 4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция. 5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории. 6. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина. Мыслители: Фрэнсис Бэкон (1561–1626), англичанин. Индукция – от частного к общему. Рене Декарт (1596–1650), французский математик, физик – картезианство, дуализ – Бог – причина всего, не более. Субстанция: материя – протяженность. Томас Гоббс (1588–1679), англичанин. Природа – совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права деспотическая власть лучше войны. Барух Спиноза (1632–1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции – материи либо духа. Готфрид Лейбниц (1646–1716), немец. Мир происходит из монад – духовных элементов бытия. В процессе познания задействованы почти все способности человека, чувства («живое созерцание»), разум (мышление, рациональное и т. п.), которые находятся в тесном единстве друг с другом. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции. Как момент чувственно-предметной деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах – это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятий чаще всего выделяют восприятия пространства, времени и движения. Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом. Для созерцания характерны отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью, отражение внешних сторон и связей, освоения внутренних зависимостей на основе обобщения чувственных данных. Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление – это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражении в системе абстракций. Человеческое мышление тесно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенная знаковая система, которая может быть естественной или искусственной. Мышление человека – не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики. Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Разум (диалектическое мышление) – высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Новое время вслед за Возрождением продолжило формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи – расширение интеллектуального мира личности – выразился в философских системах английского мыслителя Ф. Бэкона и французского ученого и философа Р. Декарта. Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука – высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового времени: знание – сила (Ф. Бэкон). Знание, наука для Ф. Бэкона – мощные инструменты социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией. Новый подход к природе: доказывал – «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие. Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеждается только подчинением ей. Истинное знание достигается познанием причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные. Физика исследует материальные и действующие причины: 1) наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины; 2) теология занимается конечными причинами. Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других. У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) – человек, «я» как «мыслящая вещь» – «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая». Доказательство могущества разума – в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности, в универсальном сомнении в старых истинах, опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности. Определенность философии в том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени авторитетов. Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности интеллекта. В центре внимания – проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики идолов и строил новое здание на основе опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта математика – символ ясности и дедуктивной строгости. Р. Декарт доказал возможности своей методологии через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос, зачем он это делает. > > ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии: 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания 2. Что такое философия 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения 4. Структура философского знания 5. Бытие как всеохватывающая реальность 6. Познание 7. Виды познания 8. Субъект и объект познания 9. Общие представления о духе 10. Материя 11. Сознание 12. Движение 13. Пространство и время 14. Общие понятия о человеке 15. Человек в мире природы 16. Понятие общества 17. Социальная структура общества 18. Гражданское общество 19. Человек и культура 20. Массовая культура 21. Типы цивилизаций 22. Основные положения эволюционной теории познания 23. Отражение как четвертое свойство материи 24. Истина как процесс 25. Критерии истины 26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра 27. Ложь 28. Заблуждение 29. Ценность как категория 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии 31. Закон единства и борьбы противоположностей 32. Взаимопереход количественных и качественных изменений 33. Закон отрицания отрицания 34. Этапы истории философии 35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения 36. Философия и культура Древнего Востока 37. Античная философия 38. Средневековая философия 39. Философия Возрождения 40. Философия Нового времени 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в 42. Философия эпохи Просвещения 43. Философия Канта 44. Философия Гегеля 45. Антропологический материализм Фейербаха 46. Философская концепция марксизма 47. Философия позитивизма: этапы развития 48. Философия прагматизма 49. Герменевтика как философское направление 50. Сциентизм и антисциентизм 51. Человек в «философии жизни» 52. Учения психоанализа и неофрейдизма 53. Проблема свободы в экзистенциализме 54. Значение творчества 55. Философские дискуссии западников и славянофилов 56. Философские идеи Достоевского и Толстого 57. Философская система Соловьева 58. Русский космизм 59. Диалектика. Структура диалектики 60. Особенности философской и религиозной картин мира 61. Понятие культуры в философии 62. Этапы исторического развития этических представлений 63. Эволюция эстетических идей 64. Категориальный аппарат эстетической теории 65. Практическая сфера реализации эстетических представлений 66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ |