главная | философия | |
Философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы Философия подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы Философия от А до Я: философские термины А философские термины Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А-Б-В понятия: определения Г-Д-Ж понятия: определения З-И-К понятия: определения Л-М-Н понятия: определения О-П-Р понятия: определения С-Т-У понятия: определения Ф-Э-Я содержание |
Ксенофан: философ и его философияКсенофан. Живут ли боги на ОлимпеВыдающимся греческим философом был Ксенофан Колофонский. Всю свою жизнь он странствовал и на склоне лет поселился в Элее – городе в Южной Италии, где основал свою философскую школу, которая стала называться элейской. Ксенофан известен своей критикой греческой – олимпийской – религии, которую можно назвать народной (как, впрочем, и любую другую), потому что она была распространена среди всего народа, то есть все греки верили в одних и тех же богов, по их представлениям живущих на горе Олимп. Эта религия была политеистической, или языческой. Ксенофан – один из первых философов, который отважился усомниться в реальности греческих богов. Вот его рассуждения. Греки считают, что богов много. Тогда какому же из них надо поклоняться? Всем сразу – невозможно, потому что на это не хватит времени и сил. Значит, кому-то из богов надо отдавать предпочтение, а кого-то – игнорировать. Но кого? В любом случае, когда богов много, возникает путаница и неразбериха. Но главное в том, что олимпийские боги мало чем отличаются от людей. Во-первых, они все, по народным представлениям, в человеческом обличье, у каждого из них, как и у любого человека, есть руки, ноги, голова, глаза, уши… Во-вторых, они, как и люди, находятся в родственных связях друг с другом. Так, например, Зевс, Посейдон и Аид – родные братья, Гера – жена Зевса, а Афродита и Афина – их дочери. Надо добавить, что греческие боги, как и люди, делятся на мужчин и женщин. В-третьих, и это самое главное, посмотрите, что делают боги по представлениям греков: они ведут себя как люди – радуются и печалятся, ссорятся и враждуют, завидуют и обманывают. Более того, они спускаются иногда с Олимпа на землю и вступают в любовную связь с людьми, причем от такой связи рождаются дети. Потомки бессмертных богов и смертных людей называются в греческой религии героями. Например, знаменитый герой Геракл, совершивший двенадцать великих подвигов, был сыном Зевса и смертной женщины. В чем же тогда отличие богов от людей? – спрашивает Ксенофан. Неужели только в том, что они бессмертны и более сильны, чем люди, а во всем остальном они такие же люди, а вовсе не боги. Все это и заставляет нас, продолжает он, усомниться в их реальности. Скорее всего, никаких олимпийских богов, по мнению Ксенофана, нет. И х придумали себе люди и, естественно, наделили их своими собственными качествами, поэтому греческие боги и получились антропоморфными. «Если бы коровы и лошади, – говорит он, – придумывали себе богов, то их боги были бы коровами и лошадьми». Однако нельзя сказать, что Ксенофан стоит на идейных позициях атеизма. Атеизм (от греч. atheon – безбожие) – это полное отрицание существования Бога. Философ выступает не против религии вообще, а только против ее конкретной наивно-антропоморфной разновидности. Народной греческой религии он противопоставил свое понимание Бога. Бог, – говорит Ксенофан, – это высшее и непостижимое начало, и поэтому, во-первых, он один, во-вторых, он бесформен (то есть мы не можем приписать ему какую-либо известную нам форму – человека, животного, растения или еще чего-нибудь, так как мы о нем ничего не знаем), и, в-третьих, нам совершенно неизвестно, что он делает и как себя ведет, потому что он непознаваем. Такого Бога Ксенофан называет термином «единое» и говорит, что весь мир из него происходит и в него возвращается вновь. Единое – это и есть все мироздание. Воззрение, по которому Бог – не личность, находящаяся вне мира и вмешивающаяся в земные дела, а безличное начало, как бы растворенное во всем мире, слитое с ним воедино, называется пантеизмом (от греч. pan – все и theos – бог). Пантеизм был одним из наиболее распространенных и популярных воззрений в Древнем мире. Таким образом, Ксенофан вместо наивного антропоморфного политеизма (язычества) предложил философский пантеизм – идею, более глубокую и серьезную по сравнению с народными олимпийскими верованиями. > > ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ и ФИЛОСОФЫ: содержание: ДРЕВНИЙ МИР: Философские учения Древнего Востока: Мифология Рождение религии Буддизм Конфуцианство Даосизм Досократическая философия: Милетские философы Пифагор Ксенофан Парменид Зенон Гераклит Демокрит Классическая греческая философия: Софисты Сократ Платон Аристотель Эллинистическая философия: Эпикур Стоики Скептики Киники Аристотелевская научная картина мира: Геоцентризм Натурфилософия Пантеизм Циклизм Рождение логики СРЕДНИЕ ВЕКА: Философия служит религии: Патристика Мистика и схоластика Пять доказательств существования Бога Спор об универсалиях Расцвет и упадок схоластики: Иоанн Эриугена Фома Аквинский Теория двойственной истины Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ: Философия Возрождения: Что такое Возрождение? Николай Кузанский Джордано Бруно Томмазо Кампанелла Мартин Лютер Философия Нового времени: Фрэнсис Бэкон Рене Декарт Дэвид Юм Век Просвещения Иммануил Кант Иоганн Фихте Георг Гегель Людвиг Фейербах Фридрих Энгельс Карл Маркс Ньютоновская научная картина мира: Гелиоцентризм Механицизм Деизм Стационарность мира Два вида материи Биологическая теория эволюции СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА: Философия рубежа XIX–XX вв: Философия жизни Артур Шопенгауэр Фридрих Ницше Зигмунд Фрейд Экзистенциализм Позитивизм Прагматизм Эйнштейновская научная картина мира: Теория относительности Открытие микромира Элементарные частицы Освоение мегамира Гипотеза Большого взрыва Этапы космической эволюции Словарь терминов |
философии философы |