главная | философия | |
|
Апперцепция: в философииАпперцепция (Aperception)Восприятие восприятия, т. е. восприятие себя в качестве воспринимающего, иными словами, самосознание, без которого невозможно осознание чего бы то ни было. Кант называет трансцендентальной апперцепцией самосознание, понятое как чистое, прирожденное, неподвижное сознание, благодаря которому все наши представления могут и должны сопровождаться единым «я мыслю» и без которого мы не могли бы воспринимать их как свои представления («Критика чистого разума», «О дедукции чистых рассудочных понятий», §§ 16–21). Это синтетическое единство апперцепции есть «высший пункт, с которым следует связывать все применение рассудка», вернее, это и есть «сам рассудок», являющийся не чем иным, как «способностью a priori связывать и подводить многообразное (содержание) данных представлений под единство апперцепции. Этот принцип есть высшее основоположение во всем человеческом знании» (там же, § 16). Познание существует только в сознании и только в той мере, в какой это сознание является самосознанием. Если бы мой калькулятор знал, что он умеет складывать и вычитать, он перестал бы быть калькулятором. Но он понятия не имеет о том, что он такое, так как же он может познавать хоть что-нибудь? Калькулятор великолепно выполняет операции с числами, но считать он не умеет. Аппетит (Appétit) Желание в его материалистическом проявлении. Для тела аппетит то же, что для души желание – способность наслаждаться тем, что необходимо, полезно или приятно. Но если тело и душа суть одно и то же, как учит Спиноза и как думаю я сам, различие между желанием и аппетитом зависит исключительно от точки зрения интерпретатора. Первое – преимущественно психологической природы, второе – физиологической. Иначе говоря, это два разных слова для выражения одной и той же притягательности для нас того, что позволяет нам жить лучше или хуже, одной и той же тенденции, одного и того же влечения, – два аспекта нашего conatus’a. Аппетит есть «не что иное, как самая сущность человека, из природы которого необходимо вытекает то, что служит к его сохранению, и, таким образом, человек является определенным к действованию в этом направлении» («Этика», часть III, теорема 9, схолия). Это не значит, что мы не можем действовать иначе; это значит лишь, что для другого действия у нас должен появиться другой аппетит. В повседневной речи аппетитом обычно называют желание утолить голод. Здесь царствует физиология, если не исключительно (аппетит может усиливаться или уменьшаться под влиянием душевных переживаний), то во всяком случае преобладающе. Впрочем, не следует путать аппетит с голодом. Голод – это ощущение недостаточности, слабость и страдание, тогда как аппетит – сила и удовольствие. На латыни appetere означает приближаться, стремиться, тянуться к чему-то. То, что мы тянемся к тому, чего нам не хватает, вполне понятно. Но тянуться можно и к тому, что у нас есть, недостатка в чем мы не ощущаем, к чему-то доступному и имеющемуся под руками. Чтобы поесть с аппетитом, совсем не обязательно долго страдать от голода. Иногда говорят об аппетите в сексуальном смысле, подразумевая влечение. В этом случае употребление слова «аппетит» подчеркивает физиологизм (как причину сексуального контакта) и неопределенность (в выборе объекта) влечения. Желание всегда направлено на конкретного мужчину или женщину, аппетит – на секс как таковой, независимо от личности партнера, который одновременно выступает как необходимое, но безразличное условие удовлетворения аппетита. Примерно в том же ключе следует понимать аппетит, когда речь идет не об утолении голода, а о неопределенном желании хорошо поесть. Еще не взяв в руки меню, человек уже испытывает радостное предвкушение. Когда он остановит свой выбор на конкретном блюде, на смену аппетиту придет желание. Все сказанное раскрывает перед нами некоторые особенности гастрономии и эротики. И в том, и в другом случае речь идет о том, чтобы преобразовать аппетит в желание, а желание – в удовольствие или (в любви) в радость. А для этого уже нужно искусство, а порой – и изобретательность. filosofii.ru filosofii.ru Философия: от А до В: определение, понятие, термин в философии. Кратко и понятно о философском термине, понятии, определении, читать онлайн. СОДЕРЖАНИЕ: от А до В: Абстракция Абсолют Абсурд Автономия Авторитаризм Агапэ Агностицизм Агора Адекватность Академизм Акосмизм Акроаматический Аксиома Акт Акцидент Алетейа Альтернатива Альтруизм Амбивалентность Аморальный Анализ Аналогия Анархизм Ангажированность Анимизм Аномия Антиматерия Антиномия Антитезис Антитринитарии Античность Антропный Принцип Антропогенез Антропология Антропоцентризм Апагогическое Доказательство Апатия Аподиктический Аполлоновский Апория Апофатический Апперцепция A Priori Аргумент Аристократия Аскетизм Ассерторический Атараксия Атеизм Атомизм Аутентичность Аффект Безнадежность Безразличие Безусловное Беседа Бесконечное Бескорыстие Беспорядок Бессмертие Бессознательное Благо Благоразумие Блаженство Бог Боль Бритва Оккама Будущее Бунт Буриданов Осел Бытие Вагнерианец Валидность Варварство Вездесущность Великодушие Вера Верификация Верность Вечная Истина Вечность Вещь Видимость Видовой Расизм Виртуальный Власть Вновь Обретенное Время Возвышенное Воздержанность Возможное Возрождение Воля Воображение Воскресение Воспитание Впечатление Время Врожденности Идея Вульгарность Высшее Благо Вытеснение |