главная философии

ФИЛОСОФИЯ: АВГУСТИНА

21. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА

Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354–430) считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице» и др.

Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.

Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»). Но Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по Платону, особый мир, такой же вечный, как и материя, и, подобно материи, подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения».

Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность, трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и материи Богом.

В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное – он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту.

Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога.

В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.

>  
ФИЛОСОФИИ: основные понятия, школы, направления: кратко:
 
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
2. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ
3. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
4. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА
5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, ЙОГА
6. ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО
8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ
9. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС
10. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН
11. ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
12. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ
13. ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
14. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА
15. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
16. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
17. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
18. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
19. ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ
20. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
21. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА
22. ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
23. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
24. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. БЭКОН
25. ФИЛОСОФИЯ ГОББСА
26. ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА
27. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО
29. ФИЛОСОФИЯ КАНТА
30. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
31. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА
32. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ  МАРКСА
33. АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
34. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ШОПЕНГАУЭРА
35. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ БЕРГСОНА, НИЦШЕ
36. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА
37. ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВИЗМА И НЕОПОЗИТИВИЗМА
38. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАГМАТИЗМА. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ
39. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
40. ВИТГЕНШТЕЙН, МУР
41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
42. ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ
43. СТРУКТУРАЛИЗМ
44. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
45. ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ
46. РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. ЧААДАЕВ
47. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РОССИИ. ГЕРЦЕН
48. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
49. ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА
50. ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА
51. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
52. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
53. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЕНИНА
54. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
55. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
56. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
57. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.
58. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
59. КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
60. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
61. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА
62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
63. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
64. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ
65. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
66. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ
67. ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ
68. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ТОЙНБИ И ЯСПЕРС
69. ЯЗЫК. ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
71. ПОЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ
73. ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ
74. ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ. ИДЕАЛ
75. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
76. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
77. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЮНГА, ВЕБЕРА, ДЮРКГЕЙМА
78. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА
79. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
80. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
81. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЛОГИЯ XX
82. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО
 
 
Яндекс.Метрика