главная философии

ФИЛОСОФИЯ: СОКРАТА

15. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, так как Сократ сам ничего не писал. Для понимания учения Сократа важны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа». Их можно найти в «Диалогах» Платона.

Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

1) метода выделения общего из ряда частных случаев;

2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией, или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», т. е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Индуктивный метод Сократа прежде всего ориентирован на обоснование его этических воззрений. В чем состояла этика Сократа?

Нравственные стремления присущи каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему важно вспомнить, что есть добро. Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека.

Человек должен стремиться к знаниям, что для Сократа было тождественным стремлению к добродетели.

Добродетели можно обучить при помощи умственного образования.

Так как добро присуще изначально душе человека, то каждый человек должен проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.

Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон.

>  
ФИЛОСОФИИ: основные понятия, школы, направления: кратко:
 
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
2. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ВАВИЛОНИИ
3. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
4. ПРЕДФИЛОСОФИЯ ИРАНА
5. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ДЖАЙНИЗМ, БУДДИЗМ, ЙОГА
6. ШКОЛЫ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
7. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. КОНФУЦИАНСТВО
8. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. МОИЗМ И ДАОСИЗМ
9. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС
10. ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН
11. ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА
12. ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕАТОВ
13. ФИЛОСОФИЯ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
14. ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА
15. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
16. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
17. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
18. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
19. ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ
20. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО
21. ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА
22. ПОНЯТИЕ И ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
23. НАТУРФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
24. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. БЭКОН
25. ФИЛОСОФИЯ ГОББСА
26. ФИЛОСОФИЯ ДЕКАРТА
27. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
28. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО
29. ФИЛОСОФИЯ КАНТА
30. ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
31. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ МАРКСИЗМА
32. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ  МАРКСА
33. АНТИГЕГЕЛЕВСКАЯ «ВОЛНА» ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX
34. ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ ШОПЕНГАУЭРА
35. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ БЕРГСОНА, НИЦШЕ
36. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ КЬЕРКЕГОРА
37. ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВИЗМА И НЕОПОЗИТИВИЗМА
38. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАГМАТИЗМА. РАДИКАЛЬНЫЙ ЭМПИРИЗМ
39. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
40. ВИТГЕНШТЕЙН, МУР
41. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
42. ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ
43. СТРУКТУРАЛИЗМ
44. ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
45. ИСТОКИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ФИЛОСОФСКИЕ
46. РОССИЙСКОЕ ЗАПАДНИЧЕСТВО. ЧААДАЕВ
47. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ РОССИИ. ГЕРЦЕН
48. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
49. ФИЛОСОФИЯ СОЛОВЬЕВА
50. ФИЛОСОФИЯ БЕРДЯЕВА
51. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
52. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
53. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛЕНИНА
54. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
55. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
56. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ
57. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.
58. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
59. КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ
60. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
61. ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА
62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
63. ПОНЯТИЕ КАРТИНЫ МИРА
64. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ
65. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
66. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ
67. ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРЫ
68. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ТОЙНБИ И ЯСПЕРС
69. ЯЗЫК. ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА
70. ПОНЯТИЕ ЗНАКОВ. РОЛЬ В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
71. ПОЗНАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
72. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ. РОЛЬ ПРАКТИКИ
73. ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ
74. ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ. ИДЕАЛ
75. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
76. ПРИРОДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
77. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЮНГА, ВЕБЕРА, ДЮРКГЕЙМА
78. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА
79. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
80. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
81. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. АНТРОПОЛОГИЯ XX
82. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО
 
 
Яндекс.Метрика