главная философия
Философия кратко:

философия кратко

философия понятия

философия главное

философия конспекты

кратко философия

философия ответы

Философия подробно:

учебник по философии

история философии
основы философии

философии и философы
философы

Философия от А до Я:

философские термины   А
философские термины   Е
философские термины   М
философские термины   Р
философские термины   У

понятия: определения А-Б-В
понятия: определения Г-Д-Ж
понятия: определения З-И-К
понятия: определения Л-М-Н
понятия: определения О-П-Р
понятия: определения  С-Т-У
понятия: определения Ф-Э-Я
от А до Д
от Е до Л

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен

ЛЕВИ-БРЮЛЬ Люсьен (1857–1939) – французский философ-позитивист, этнограф, социолог. Основные работы: «Первобытное мышление», «Сверхъестественное в первобытном мышлении». В центре размышлений Л.-Б. – мифологическое мышление, его структура и особенности по сравнению с рациональным мышлением современного человека.

Позиция Л.-Б. близка идеям французской социологической школы, отстаивающей социальную обусловленность духовной жизни, идеям Э. Дюркгейма. Л.-Б. полемизировал с представителями английской антропологической школы (Э. Тайлором, Дж. Фрезером), которые рассматривали человека первобытных обществ как мыслителя-одиночку, чья познавательная активность никак не связана с условиями его существования. По строению мозга и по своим чувственным проявлениям первобытный человек ничем не отличается от современного, утверждает Л.-Б., однако мышление первобытного человека нельзя объяснить по аналогии с познавательной деятельностью современного европейца, которая определяется аристотелевской логикой и современными научными достижениями.

Мышление первобытного человека, по мнению Л.-Б., находится целиком во власти коллективных представлений, которые, хотя и не врождены человеку, обладают высокой степенью принудительности, передаются от поколения к поколению в неизменном виде, не рефлектируются, не осознаются индивидом. Они получают свое выражение в верованиях, обычаях, в языке. У современного человека образ объекта, вызываемые им чувства и поведенческие акты разделены и в большинстве случаев осознанны. Современное мышление концептуально, понятийно, опирается на способность к абстрагированию и обобщению. В коллективных представлениях первобытного мышления интеллектуальный момент слит с эмоционально нагруженным поведенческим актом. Коллективные представления, по мнению Л.-Б., носят «мистический» характер. Мир представляется первобытному человеку как единство естественного и сверхъестественного, мистического и обыденного. Первобытная мистика отлична от более поздних проявлений мистического, для которых характерно разделение естественных и сверхъестественных миров.

Коллективные представления не подчиняются закону противоречия. Они основываются на так называемой партиципации (сопричастности). Явления классифицируются не по объективным признакам, но по наличию в них «мистических» сил, отождествляющих самые разнородные вещи и явления. Отдельные вещи являются лишь проводниками, символами этих сил. Тотемизм – типичное проявление партиципации, отождествляющей, например, человека и крокодила, человека и попугая. Первобытное мышление, таким образом, мистично по содержанию и пралогично, наделено особой иррациональной логикой связи различных представлений.

Термин «пралогическое» у Л.-Б. обозначает не низшую стадию мышления, предшествующую современному мышлению. Логическое и пралогическое – это лишь различные мыслительные структуры, сосуществующие в одном и том же обществе и в одном и том же сознании. Анализ пралогики на материале первобытных обществ объясняется лишь большей отчетливостью ее проявлений у примитивных народов. На ранних стадиях социальной эволюции в мышлении преобладает пралогическая структура. На современной стадии пралогика присутствует скрыто, в качестве отдельных вкраплений; она оттесняется на окраинные области сознания, проявляет себя в суевериях, в интересе к сказкам – «дезаффектированным мифам».

Стремление Л.-Б. исследовать причины преобладания закона партиципации в первобытном мышлении привело его к мысли об эмоциональной основе пралогики. В работе «Сверхъестественное в первобытном мышлении» пралогическое заменяется на «аффективную категорию сверхъестественного». Партиципация рассматривается как эмоциональное обобщение объектов, наделенных сверхъестественными невидимыми качествами. Основа эмоционального обобщения – чувство страха, внушаемое невидимыми силами и потребность защиты от них.

Идеи Л.-Б. повлияли на формирование концепции К. Юнга, на М. Шелера, на русскую мифологическую школу; подверглись критическому переосмыслению К. Леви-Строссом.

>  
Словарь по философии от Е до Л: кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории

СОДЕРЖАНИЕ:
от Е до Л:
 
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЕРЕСИ
ЖИЗНЕННЫЙ МИР
ЖИЗНЬ
ЗАКОН
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
ЗЕНЬКОВСКИЙ
ЗИММЕЛЬ
ЗНАК
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
ИБН РУШД
ИБН СИНА
ИДЕАЛИЗМ
ИДЕАЛЬНОЕ
ИДЕОЛОГИЯ
ИКОНА
ИКОНОБОРЧЕСТВО
ИЛЬИН
ИММАНЕНТНОЕ
ИНДИВИДУАЛИЗМ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ
ИОАНН ДАМАСКИН
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
ИСИХАЗМ
ИСКУССТВО
ИСЛАМ
ИСПОВЕДЬ
ИСТИНА
КАМПАНЕЛЛА
КАМЮ
КАНЕТТИ
КАНТ
КАРСАВИН
КАССИРЕР
КАТАРСИС
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
КАЧЕСТВО
КВИЕТИЗМ
КИНДИ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
КОГЕН
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ
КОНЕЦ ИСТОРИИ
КОНТ
КОНТРКУЛЬТУРА
КОНФЛИКТ
КОНФУЦИЙ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
КОСМИЗМ
КОСМОС
КРИТИЦИЗМ
КРОЧЕ
КУЛЬТУРА
КЬЕРКЕГОР
ЛАМЕТРИ
ЛАО-ЦЗЫ
ЛЕВИ-СТРОСС
ЛЕВИ-БРЮЛЬ
ЛЕЙБНИЦ
ЛЕОНТЬЕВ
ЛЕРМОНТОВ
ЛИЧНОСТЬ
ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ
ЛОГОС
ЛОКК
ЛОСЕВ
ЛОССКИЙ
ЛУНАЧАРСКИЙ
ЛЮБОВЬ
ЛЮБОМУДРЫ
от А до Д
от Е до Л


 
 
Яндекс.Метрика