главная философия
от А до Д
от Е до Л

КОСМИЗМ русский

КОСМИЗМ русский – специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной, «всего со всем». С древности до конца XIX в. космическая тема развивалась только в мифе, поэзии, ряде философско-утопических произведений. С середины XIX в. в России вызревает уникальное космическое направление мысли, развернувшееся широко в XX в. и разделяемое философами и религиозными мыслителями, учеными и поэтами, музыкантами и художниками. Их объединяло ощущение глубинной причастности человека космическому бытию, поиски целостной картины мира, основанной на понимании органического единства микрокосма (человека) и макрокосма, мирового целого.

В К. выделяются три основных направления: поэтически-художественное (В. Одоевский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Скрябин, Н. Рерих, А. Белый, В. Хлебников, В. Маяковский); религиозно-философское (Н. Федоров, Вл. Соловьев, С. Булгаков, С. Трубецкой, П. Флоренский, отчасти Н. Бердяев); естественнонаучное (Дм. Менделеев, И. Сеченов, К. Циолковский, Н. Холодный, В. Вернадский, А. Чижевский).

Критикуя индивидуализм европейского антропоцентричного мышления, вырывающего человека из природы, мыслители-космисты ставят вопрос о действительном месте человека в Космосе и перспективах его существования в структуре космических процессов. Забота о Земле, биосфере, мироздании, считают представители К., органична глубочайшим запросам конкретного человека, мечтающего преодолеть болезни, смерть, обрести бессмертие. Космисты предлагают самые разнообразные подходы к решению этих проблем.

Регуляция природы, выход в космос для его освоения, преображения и обретения бессмертного статуса собственного бытия, причем в полном составе прежде живших поколений – такова главная мысль Н. Федорова. По мысли Вл. Соловьева, достижение состояния «богочеловечества» осуществимо в процессе «превозможения» человеком и человечеством его наличной духовно-телесной природы и стяжания бессмертного, преображенного Божественного бытия. План К. Циолковского включал следующие этапы: полное преобразование Земли для обеспечения потребностей человечества; освоение околоземного пространства; колонизация других планет и дальнего Космоса, распространение «ударной волны разума» по неживой материи; преобразование биологического вида Homo sapiens и возникновение расы высокоорганизованных разумных существ, приспособленных к жизни в открытом Космосе.

По мнению В. Вернадского, появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает, что эволюция переходит на уровень психического, духовного порядка. С первой мысли человека о мире и о себе началось преобразование биосферы, ее эволюция в ноосферу, то есть такое состояние планеты, при котором человеческий разум и направляемая им деятельность представляют собой новую «мощную геологическую силу». Условием становления и существования ноосферы являются: заселение человеком всей планеты; преобразование средств связи и обмена между странами; преобладание «геологической роли человека» над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере; расширение биосферы и выход в космос; открытие новых источников энергии; равенство людей всех религий и рас; продуманная система образования и свобода научного поиска; разумное преобразование девственной природы; исключение войн из жизни общества. Своеобразным дополнением к этому комплексу идей является идея Н. Г. Холодного относительно необходимости формирования в человеке нового антропокосмического мировоззрения, проникнутого идеей единства человека и космоса, дающего знание перспектив космического бытия.

Аналогичное видение изменений в жизни «планеты людей» было выражено французским мыслителем П. Тейяром де Шарденом, развивающим мысль о восходящем характере космической эволюции, о возрастании роли разумного начала в ней и о необходимом наступлении сознательно-активного этапа эволюции – этапа ноосферы.

>  
Словарь по философии от Е до Л: кратко: философские термины, определения, философы, понятия, категории

СОДЕРЖАНИЕ:
от Е до Л:
 
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЕРЕСИ
ЖИЗНЕННЫЙ МИР
ЖИЗНЬ
ЗАКОН
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
ЗЕНЬКОВСКИЙ
ЗИММЕЛЬ
ЗНАК
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
ИБН РУШД
ИБН СИНА
ИДЕАЛИЗМ
ИДЕАЛЬНОЕ
ИДЕОЛОГИЯ
ИКОНА
ИКОНОБОРЧЕСТВО
ИЛЬИН
ИММАНЕНТНОЕ
ИНДИВИДУАЛИЗМ
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ
ИОАНН ДАМАСКИН
ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
ИСИХАЗМ
ИСКУССТВО
ИСЛАМ
ИСПОВЕДЬ
ИСТИНА
КАМПАНЕЛЛА
КАМЮ
КАНЕТТИ
КАНТ
КАРСАВИН
КАССИРЕР
КАТАРСИС
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
КАЧЕСТВО
КВИЕТИЗМ
КИНДИ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
КОГЕН
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ
КОНЕЦ ИСТОРИИ
КОНТ
КОНТРКУЛЬТУРА
КОНФЛИКТ
КОНФУЦИЙ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
КОСМИЗМ
КОСМОС
КРИТИЦИЗМ
КРОЧЕ
КУЛЬТУРА
КЬЕРКЕГОР
ЛАМЕТРИ
ЛАО-ЦЗЫ
ЛЕВИ-СТРОСС
ЛЕВИ-БРЮЛЬ
ЛЕЙБНИЦ
ЛЕОНТЬЕВ
ЛЕРМОНТОВ
ЛИЧНОСТЬ
ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ
ЛОГОС
ЛОКК
ЛОСЕВ
ЛОССКИЙ
ЛУНАЧАРСКИЙ
ЛЮБОВЬ
ЛЮБОМУДРЫ
от А до Д
от Е до Л