главная философии

ФИЛОСОФИЯ: Практическая сфера реализации эстетических представлений: кратко

65. Практическая сфера реализации эстетических представлений

Каждый человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное, возвышенное. Но интуитивного понимания сферы красоты недостаточно для уверенного ориентирования в ней.

Вплоть до середины XVIII в. философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии, например, логику и этику, но не эстетику. Чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Основатель эстетики А. Баумгартен определял красоту как совершенство чувственного, а искусство – как воплощение красоты.

Такое обоснование эстетического с позиций символического характера является немного наивным. Если эстетическое включено в процесс символизации, оно объединяет субъект с объектом, духовное с телесным. В своем эстетическом отношении к природе, к другим и к себе человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорции, которые бы органично связывали его с внешним окружением.

Стремясь приумножить и развить мир прекрасного, человек обращается к искусству. Искусство есть воплощение красоты, оно и предполагает ее сотворение.

Выражать красоту могут звук, свет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Видов искусства много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, кино, цирк, прикладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красоты является нечто, например в музыке – звуки, которые извлекаются музыкантами благодаря музыкальным инструментам. Искусство есть умение выразить себя по признакам красоты. Красоту, прекрасное можно выразить не только в материальном, но и в мысли. Так, в науке высоко ценят доказательства, т. е. красоту мышления, мыслей. Для конструктора, инженера, техника весьма существенно видеть сходство и различие между, произведением искусства и техническим артефактом, т. е. техническим изделием или устройством. Как художник, так и техник являются искусными мастерами, хотя цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназначение технического артефакта состоит в его полезности для человека. Не исключено, что в некоторых случаях техническое изделие является и произведением искусства, но это имеет место далеко не всегда. Вместе с тем всякий технический артефакт не выпадает из мира эстетического. Более того, полезность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, но желательное для человека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна, художественного конструирования предметов, в том числе техники.

>  
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:
 
1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40. Философия Нового времени
41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в
42. Философия эпохи Просвещения
43. Философия Канта
44. Философия Гегеля
45. Антропологический материализм Фейербаха
46. Философская концепция марксизма
47. Философия позитивизма: этапы развития
48. Философия прагматизма
49. Герменевтика как философское направление
50. Сциентизм и антисциентизм
51. Человек в «философии жизни»
52. Учения психоанализа и неофрейдизма
53. Проблема свободы в экзистенциализме
54. Значение творчества
55. Философские дискуссии западников и славянофилов
56. Философские идеи Достоевского и Толстого
57. Философская система Соловьева
58. Русский космизм
59. Диалектика. Структура диалектики
60. Особенности философской и религиозной картин мира
61. Понятие культуры в философии
62. Этапы исторического развития этических представлений
63. Эволюция эстетических идей
64. Категориальный аппарат эстетической теории
65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 
       ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ