главная философии

ФИЛОСОФИЯ: Человек в философии жизни: кратко

51. Человек в «философии жизни»

XIX – начало XX в. – появление ряда новых философских течений.

«Философия жизни» ( В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): дух – субстанция культуры – может быть понят не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции.

Культура – самобытная и локальная реальность с особым менталитетом, душевным настроем.

Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ, филолог, проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма: культура – средство подавления и порабощения человека.

«Философия жизни» – оппозиция классическому рационализму, реакция на кризис механистического естествознания, базирующегося на принципе строгости и точности испытующего ума.

По традиции немецкого романтизма жизнь – это первичная и исходная реальность.

Для Ф. Ницше характерно необычное употребление понятия «философия».

Идеи – в форме фрагментов и афоризмов. Ему чужды попытки построения философской системы. По Ф. Ницше мир – постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее вечного возвращения одного и того же. Лишь понятие «вещи» выступает как момент устойчивости в хаосе становления.

Теория познания в классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя.

Высказывания Ф. Ницше проникнуты субъективизмом и агностицизмом.

Отвергая принципы демократии и исторического прогресса, он противопоставляет им amor fati – любовь к судьбе; отвергает идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы».

Ницшеанский «сверхчеловек» – критика морали, которая разлагает, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Ницше Ф. гипертрофировал волю, особенно к власти: проповедовал культ сильной личности, одержимой жаждой власти. Критерии морали носят чисто произвольный характер, все формы человеческого поведения маскируют волю к власти.

Начало ХХ в. Популярно учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859–1941) – интуитивизм. Философия жизни – генеральное возражение против материалистически-механистической и позитивистской философии. Это – учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Значимо стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве. Критикуя механицизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена вверх, а материя – вниз.

В гносеологии А. Бергсон противопоставляет интеллект интуиции:

1) интеллект – орудие работы с материальными, пространственными объектами;

2) интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений.

В метафизических воззрениях (при рассмотрении эволюции органического) А. Бергсона жизнь – метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», по мере его ослабления жизнь увядает и распадается, превращаясь в материю, неодушевленную массу – вещество. Человек – творческое существо, и через него проходит путь «жизненного порыва».

>  
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:
 
1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
2. Что такое философия
3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
4. Структура философского знания
5. Бытие как всеохватывающая реальность
6. Познание
7. Виды познания
8. Субъект и объект познания
9. Общие представления о духе
10. Материя
11. Сознание
12. Движение
13. Пространство и время
14. Общие понятия о человеке
15. Человек в мире природы
16. Понятие общества
17. Социальная структура общества
18. Гражданское общество
19. Человек и культура
20. Массовая культура
21. Типы цивилизаций
22. Основные положения эволюционной теории познания
23. Отражение как четвертое свойство материи
24. Истина как процесс
25. Критерии истины
26. Красота и ценность истины: единство красоты, истины и добра
27. Ложь
28. Заблуждение
29. Ценность как категория
30. Решение проблемы классификации ценностей в философии
31. Закон единства и борьбы противоположностей
32. Взаимопереход количественных и качественных изменений
33. Закон отрицания отрицания
34. Этапы истории философии
35. Дофилософские, дорациональные мировоззрения
36. Философия и культура Древнего Востока
37. Античная философия
38. Средневековая философия
39. Философия Возрождения
40. Философия Нового времени
41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в
42. Философия эпохи Просвещения
43. Философия Канта
44. Философия Гегеля
45. Антропологический материализм Фейербаха
46. Философская концепция марксизма
47. Философия позитивизма: этапы развития
48. Философия прагматизма
49. Герменевтика как философское направление
50. Сциентизм и антисциентизм
51. Человек в «философии жизни»
52. Учения психоанализа и неофрейдизма
53. Проблема свободы в экзистенциализме
54. Значение творчества
55. Философские дискуссии западников и славянофилов
56. Философские идеи Достоевского и Толстого
57. Философская система Соловьева
58. Русский космизм
59. Диалектика. Структура диалектики
60. Особенности философской и религиозной картин мира
61. Понятие культуры в философии
62. Этапы исторического развития этических представлений
63. Эволюция эстетических идей
64. Категориальный аппарат эстетической теории
65. Практическая сфера реализации эстетических представлений
66. Этика ненасилия и этика благоговения перед жизнью

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО

       ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 
       ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ