главная философия
содержание

Парменид: философ и его философия

Парменид. Размышления о бытии

Продолжатель учения Ксенофана – философ Парменид Элейский вместо термина «единое», который означает все существующее, употребил понятие «бытие» (ни в коем случае нельзя говорить «бытиё»), всесторонне его рассмотрел и сделал очень любопытные выводы.

Это понятие, говорит Парменид, происходит от глагола «быть», который в личной форме звучит как «есть». Следовательно, бытие – это все, что есть, все, что существует. Но если что-то сейчас есть, то возможно ли, что его не было в прошлом? Если возможно, тогда получается, что нечто, которое сейчас есть и которого не было раньше, произошло из ничего. Но из ничего не может произойти нечто. Таким образом, если что-то сейчас есть, то это означает, что оно было. Другое дело, что оно могло быть в прошлом в иной форме, но его не могло не быть вовсе. Далее, если что-то сейчас есть, то возможно ли, что его не будет в будущем? Если возможно, тогда получается, что нечто, которое есть сейчас и которого не будет в будущем, обратится в ничто. Но нечто не может обратиться в ничто. То есть, если что-то сейчас есть, это обязательно означает, что оно будет и в дальнейшем. Правда, оно может перейти в иную форму существования, но не может исчезнуть вообще. Итак, получается, что если что-то сейчас есть, то это непременно означает, что оно было и будет, то есть что оно из ниоткуда не взялось и не может в ничто превратиться, или существует вечно. Из самого понятия «бытие», как видим, следует его вечность. То, что существует, обязательно вечно. Если же чего-то нет сейчас, то это значит, что его не было и не будет, ибо в противном случае пришлось бы предположить, что нечто обращается в ничто, из которого потом опять возникает нечто. Парменид произнес знаменитое высказывание, которое кажется на первый взгляд бессмысленным: «Бытие есть, небытия же нет». На самом деле в этой фразе подытожено все, что было нами сказано: если что-то есть, то оно есть всегда, а если чего-то нет, то его нет никогда. Вечность, как мы уже отметили, вытекает из самого понятия бытия и является его первым и наиболее существенным признаком.

Но то, что вечно, обязательно должно быть неделимым. Если что-то делится, значит, оно состоит из частей, и если части разъединятся, то этого предмета не будет. Следовательно, делимое то есть, то нет. А бытие есть всегда, и потому оно неделимо. Но если это так, то оно нечто сплошное, не состоящее из частей; и тогда возможно ли в нем какое-либо движение? Ведь если есть части и границы, то перемещение вполне допустимо. Но если что-то является абсолютно цельным и сплошным, то в нем ничего не может двигаться. Значит, бытие неподвижно. Но любое движение – это всегда какое-нибудь изменение. Стало быть, бытие еще и неизменно. Итак, в результате чисто логического, умозрительного рассмотрения бытия у нас получилось, что оно обязательно вечно, неделимо, неподвижно и неизменно. Такую картину бытия нарисовал нам разум. Но чувства наши (зрение, осязание и др.) рисуют совершенно другую картину: мы видим, что все не вечно (то есть возникает и уничтожается), делимо (состоит из частей), движется и меняется. Какая же из двух картин истинна: та, которую нам рисуют несовершенные и грубые чувства, коими наделены все вообще живые существа, или же та, которую нам рисует несомненно более тонкий и совершенный по сравнению с чувствами разум, имеющийся только у человека? Картина, представляемая нам разумом, является правильной, утверждает Парменид. Чувства же нас обманывают. Мы видим мир делимым, подвижным и изменчивым, на самом же деле он неделим, неподвижен и неизменен, только мы этого не видим, но понимаем разумом. Значит, действительно, или подлинно, существует не то, что мы чувствуем (воспринимаем органами чувств), а то, что мы мыслим (воспринимаем разумом). Такой вывод кажется необычным и странным, но мы уже видели, что подобную идею (о несовпадении чувственной и рациональной картины мира) высказывали, помимо Парменида, многие философы. Заслуга элейского мыслителя заключается в том, что он сформулировал ее очень точно и ярко, придав ей законченный, классический вид.

>  
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ и ФИЛОСОФЫ: содержание:

ДРЕВНИЙ МИР:
Философские учения Древнего Востока:
Мифология
Рождение религии
Буддизм
Конфуцианство
Даосизм
Досократическая философия:

Милетские философы
Пифагор
Ксенофан
Парменид
Зенон
Гераклит
Демокрит
Классическая греческая философия:
Софисты
Сократ
Платон
Аристотель
Эллинистическая философия:
Эпикур
Стоики
Скептики
Киники
Аристотелевская научная картина мира:
Геоцентризм
Натурфилософия
Пантеизм
Циклизм
Рождение логики
СРЕДНИЕ ВЕКА:
Философия служит религии:
Патристика
Мистика и схоластика
Пять доказательств существования Бога
Спор об универсалиях
Расцвет и упадок схоластики:
Иоанн Эриугена
Фома Аквинский
Теория двойственной истины
Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон
ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ:
Философия Возрождения:
Что такое Возрождение?
Николай Кузанский
Джордано Бруно
Томмазо Кампанелла
Мартин Лютер
Философия Нового времени:
Фрэнсис Бэкон
Рене Декарт
Дэвид Юм
Век Просвещения
Иммануил Кант
Иоганн Фихте
Георг Гегель
Людвиг Фейербах
Фридрих Энгельс
Карл Маркс
Ньютоновская научная картина мира:
Гелиоцентризм
Механицизм
Деизм
Стационарность мира
Два вида материи
Биологическая теория эволюции
СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА:
Философия рубежа XIX–XX вв:
Философия жизни
Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше
Зигмунд Фрейд
Экзистенциализм
Позитивизм
Прагматизм
Эйнштейновская научная картина мира:
Теория относительности
Открытие микромира
Элементарные частицы
Освоение мегамира
Гипотеза Большого взрыва
Этапы космической эволюции

Словарь терминов
философии философы