главная философия
содержание

Киники: философы и философия

Киники. Возврат к природе

Еще одна известная школа эллинистической философии была основана Антисфеном Афинским. Этот мыслитель начинает свои рассуждения с вопроса о том, что мешает человеку быть счастливым, какие преграды на пути к счастью надо устранить прежде всего.

Первой и самой главной преградой, по мнению Антисфена, является имущество, или частная собственность. Кажется, что плохого в том, что кто-то чем-либо обладает? Напротив, имущество считается всеми несомненным элементом счастья. На самом же деле оно самое большое на свете несчастье из всех возможных. Тот, у кого ничего нет, во-первых, завидует тому, у кого есть, а зависть – чувство, несомненно, страдальческое; во-вторых, неимущий изо всех сил стремится что-то приобрести и при этом напрягается, проводя дни свои в вечной погоне и борьбе, а значит, в страдании. Тот, кто владеет каким-либо имуществом, прежде всего боится его потерять, и жизнь его превращается в страх – чувство самое неприятное. Если же ему и случится расстаться со своим богатством, он будет страдать еще сильнее, потому что, раз привыкнув, он вряд ли сможет приучить себя довольствоваться меньшим. Неимущие завидуют, имущие боятся, первые готовы посягнуть на вторых, которые, в свою очередь, стремятся оградить себя от произвола первых. Зависть и страх порождают ненависть и вражду, на земле постоянно происходят столкновения, и люди терпят всяческие бедствия. Имущество – корень всех человеческих зол. Какое преступление, от малого до самого великого, не было порождено корыстными мотивами? «Проклятая жажда золота» все пять тысяч лет человеческой истории толкала людей на кровопролитие и насилие, подлость и бесчинства. Инстинкт частной собственности заставлял их совершать самые низкие и гнусные поступки и забывать подчас о своей человеческой природе.

Вторым препятствием к достижению счастья является зависимость каждого из нас от правил, норм и условностей, навязанных нам обществом. Все мы с детства прекрасно знаем, что одно считается хорошим, а другое – дурным, что-то обязательно поощряется, а иное непременно осуждается и даже наказуемо. Каждый должен постоянно подавлять свои желания и делать не то, что хочется, а что предписано и надлежит. Ограничение себя искусственными и условными общественными установлениями, подчас совершенно глупыми и бессмысленными, доставляет нам, несомненно, отрицательные эмоции.

Чтобы быть счастливым, человеку необходимо освободиться от того, что мешает этому. Во-первых, следует сделать себя свободным от всякого имущества, а во-вторых, обрести свободу от общественных правил и норм, поступать всегда так, как хочется, быть в гармонии с самим собой и не согласовывать свое поведение с людскими мнениями. Тот, кто выполнит эти требования, станет существом, живущим совершенно естественно, то есть в полном согласии с природой, а также предельно свободно и именно поэтому счастливо. Но такая жизнь подобна существованию животных, чего Антисфен нисколько не отрицает. Напротив, он подчеркивает, что животные, находясь в единстве с окружающим миром, живут необычайно просто, ничего не имея и никого не стыдясь, не раскаиваясь, не надеясь, не отчаиваясь, они не ведают наших страстей, свободны от наших страданий и потому всегда безмятежны и беззаботны. Школа Антисфена получила название кинической по месту в Афинах – Kynosarges, где она размещалась, а ее представителей называли киниками, или, по-латыни, циниками («собачествующими» философами – за призыв уподобиться животным). Сейчас мы называем циником наглеца, пренебрегающего нормами морали, но, как видим, современный смысл этого понятия слишком далек от его первоначального содержания. Кинизм – это философия, говорящая о совершенстве и гармонии природы и губительном несовершенстве цивилизации, призывающая вернуться к естественному состоянию и проповедующая аскетизм – ограничение потребностей и анархизм – безусловную личную свободу человека от всего навязанного ему извне.

>  
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ и ФИЛОСОФЫ: содержание:

ДРЕВНИЙ МИР:
Философские учения Древнего Востока:
Мифология
Рождение религии
Буддизм
Конфуцианство
Даосизм
Досократическая философия:

Милетские философы
Пифагор
Ксенофан
Парменид
Зенон
Гераклит
Демокрит
Классическая греческая философия:
Софисты
Сократ
Платон
Аристотель
Эллинистическая философия:
Эпикур
Стоики
Скептики
Киники
Аристотелевская научная картина мира:
Геоцентризм
Натурфилософия
Пантеизм
Циклизм
Рождение логики
СРЕДНИЕ ВЕКА:
Философия служит религии:
Патристика
Мистика и схоластика
Пять доказательств существования Бога
Спор об универсалиях
Расцвет и упадок схоластики:
Иоанн Эриугена
Фома Аквинский
Теория двойственной истины
Дунс Скот, Уильям Оккам и Роджер Бэкон
ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ:
Философия Возрождения:
Что такое Возрождение?
Николай Кузанский
Джордано Бруно
Томмазо Кампанелла
Мартин Лютер
Философия Нового времени:
Фрэнсис Бэкон
Рене Декарт
Дэвид Юм
Век Просвещения
Иммануил Кант
Иоганн Фихте
Георг Гегель
Людвиг Фейербах
Фридрих Энгельс
Карл Маркс
Ньютоновская научная картина мира:
Гелиоцентризм
Механицизм
Деизм
Стационарность мира
Два вида материи
Биологическая теория эволюции
СОВРЕМЕННАЯ ЭПОХА:
Философия рубежа XIX–XX вв:
Философия жизни
Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше
Зигмунд Фрейд
Экзистенциализм
Позитивизм
Прагматизм
Эйнштейновская научная картина мира:
Теория относительности
Открытие микромира
Элементарные частицы
Освоение мегамира
Гипотеза Большого взрыва
Этапы космической эволюции

Словарь терминов
философии философы