главная | философия | |
|
Проблема номинализма и реализма в средневековой философии: краткоВ средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо. Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот. Номиналистические идеи Иоанна Росцелина касались различения Божественных Персон (три Божественные ипостаси есть только слова; имя “Бог” есть имя субстанции, а не ипостаси, то есть оно изобретено для обозначения природы субстанции, а не Лица). Реалисты Ансельм Кентерберийский и Гильберт Порретанский определяли универсалии через тождество субстанции: различные между собой по форме вещи в основе своей имеют одну и ту же субстанцию. Гильом из Шампо определял универсалии как тождество субстанции в силу ее статуса, хотя единичные вещи различаются между собой не только формами, но личностной сущностью, что делает субстанции тождественными не по сущности, а в силу безразличия. Петр Абеляр полагал, что универсальная вещь как вещь не может существовать, ибо это была бы противоречивая вещь. ... Проблема номинализма и реализма в средневековой философии : кратко: по философии. Ответы на вопросы: для экзаменов: конспекты, лекции, шпаргалки по философии для учеников и студентов. Содержание сайта: философия кратко: философия кратко философия понятия философия главное философия конспекты кратко философия философия ответы более подробно: учебник по философии история философии основы философии философии и философы философы по алфавиту: философский словарь А философский словарь Е философские термины М философские термины Р философские термины У понятия: определения А Б В понятия: определения Г Д Ж понятия: определения З И К понятия: определения Л М Н понятия: определения О П Р понятия: определения С Т У понятия: определения Ф Э Я философские загадки |