главная философия
содержание

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: Анаксагор

8. Анаксагор

Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V в. до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор, как и все досократики, испытывал сильное влияние принципа всеобщей текучести сущего. Но этому принципу противостояло убеждение, что сущее вечно и неуничтожимо. При этом оба эти принципа совмещаются. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением-разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами или (что одно и то же) гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.)

В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (Нус) — сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение (а оно написано исполненным величия слогом) так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил» Поэтому Анаксагора прозвали Разумом.

Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму.

Разум, как понимал его Анаксагор, не есть нравственный Разум, а всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.

По словам Аристотеля, Анаксагор — «первый трезвый мыслитель»: если он не прямо высказал, что Вселенная есть Ум, «одействотворяющийся» вечным процессом, то он тонко понял, что это самодвижущаяся душа. Цель движения «исполнять все благое, заключенное в душе». Заметим: такая цель не есть что-то постороннее мысли. Мы привыкли обыкновенно ставить цель с одной стороны, а достигающего — с другой. Но ведь взятая во всеобщем ее понимании, сама цель заключена в достигающем, им одействотворяется. Осуществление предмета находится под влиянием его целесообразности: исполнилось то, что было, или развивается то, что содержится. В целесообразном движении результат пребывает в начале, т. е. он есть исполнение предшествующего. Таким началом Анаксагор принял Разум как Закон и положил его в основу бытия. Его Нус, заключающий в возможности все благое, Ум, самосохраняющийся в своем развитии, имеющий в себе меру, — торжественно воцаряется над бытием и управляет движением. Ставя началом всеобщее, Ум внутри самого сущего, Анаксагор полагает миродержавную цель как скрытую мысль всемирного процесса.

Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. В этом заключается новое слово этого мыслителя. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке: эти феномены невыводимы из непроницаемости, косности, протяженности, т. е. чисто материальных свойств вещества. Анаксагор различал материальное и нематериальное начала сущего и определял последнее по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала. Однако Анаксагор не называл это начало Логосом. В его системе философских воззрений оно играет роль исключительно причинно-силового начала — мирового двигателя. Он пришел к этому взгляду из осмысления явлений природы, а не на основе анализа логических процессов.

>  
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: содержание:
 
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.  От мифа к Логосу
2.  Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
3.  О семи мудрецах
4.  Пифагор и его школа
5.  Гераклит Эфесский
6.  Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
7.  Эмпедокл
8.  Анаксагор
9.  Атомизм Левкиппа - Демокрита
10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
11. Сократ
12. Платон
13. Аристотель

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА
14. Киники и скептики
15. Эпикур и эпикурейцы
16. Стоицизм
17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Блаженный Августин
2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия
3. Абеляр
4. Фома Аквинский
5. Бэкон
6. Скот
7. Оккам
8. Об универсалиях

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Монтень
2. Пико делла Мирандола
3. Николай Кузанский
4. Бёме
5. Бруно

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII
1. Бэкон
2. Гоббс
3. Декарт
4. Паскаль
5. Спиноза
6. Локк
7. Лейбниц
8. Беркли
9. Юм

ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Вольтер
2. Руссо
3. Дидро
4. Гольбах

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Кант
2. Фихте
3. Шеллинг
4. Гегель
5. Фейербах

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX–XX ВЕКОВ
1.  Шопенгауэр
2.  Кьеркегор
3.  Ницше
4.  Бергсон
5.  Пирс
6.  Джемс
7.  Дьюи
8.  Гуссерль
9.  Представители герменевтики
10. Шелер
11. Тейяр де Шарден
12. Хайдеггер
13. Ясперс
14. Сартр
15. Позитивизм Конта
16. Неопозитивисты
17. Рассел
18. Витгенштейн
19. Леви-Строс
20. Поппер

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1.  Ломоносов
2.  Радищев
3.  Чаадаев
4.  Славянофилы
5.  Западники
6.  Толстой
7.  Достоевский
8.  Федоров, Леонтьев, Розанов
9.  Соловьев
10. О философии XX века
история философии