главная философия
от А до Д
от Е до Л
от М до П

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ: это

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ философские категории, в которых зафиксирована изменчивость всего окружающего и его структурная организованность. В общем смысле П. предполагает сосуществование вещей, явлений, образов, теорий: «одно подле другого». В. предполагает последовательность смены состояний, «одно после другого». Основные проблемы П. и В., всегда стоящие перед философской мыслью, – это проблема объективного существования П. и В., проблема выявления структуры П. и В., проблема взаимодействия П. и В. и проблема возможностей и способов познания П. и В.

Представления о П. и В. прямо или косвенно связаны с такими проблемами, как соотношение порядка и хаоса, смерти и бессмертия, прогресса и регресса, традиций и новаций и пр. Представления о П. и В. всегда были концентрированным выражением любых социо-культурных парадигм, регулировали повседневную человеческую жизнь. Поэтому изучение П. и В. – это обязательно изучение исторически конкретных форм переживания и осмысления П. и В.

В истории человеческой мысли выделяют так называемую субстанциональную концепцию П. и В., представители которой считают, что П. и В. – самостоятельные «сущности». Такие взгляды можно обнаружить у древних атомистов: «пустота» существует наряду с атомами. XVII–XVIII вв. – это торжество субстанциональной концепции, рассматривающей В. как чистую бесконечную длительность, а П. – как «вместилище» всего существующего, как «пустой ящик» (И. Ньютон).

Другая концепция – так называемая «реляционная» – рассматривает П. и В. как свойства всего существующего. В прошлом к сторонникам этой концепции принадлежал Лейбниц. Идеи связи П., движения и В. высказывались Гегелем в «Философии природы», в качестве атрибутов материи рассматривает П. и В. философия марксизма. Успехи естествознания привели к своеобразному обоснованию реляционного подхода в специальной теории относительности А. Эйнштейна в 1905 г., в которой обосновывалась неразрывная связь П. и В. Позже в общей теории относительности была выявлена связь П., В. и массы.

Другой подход к П. и В. можно назвать феноменологическим, он наиболее характерен для И. Канта. П. и В. в этом случае рассматриваются в качестве априорных форм чувственного созерцания, в качестве человеческой способности исходного упорядочивания опыта.

Представления о П. и В. как формах проявления вечности и бесконечности Абсолютного бытия, Бога в тварном мире характерны для христианской традиции. По словам Августина Блаженного, будущее и прошлое «расходуются» через душу человека, это его надежды и воспоминания. Николай Кузанский писал, что человеческий разум «идет путем уподоблений». Он вращается в кругу вещей конечных и законченных – в пространственно-временных координатах. Божественное единство и простота проявляют себя в множественности пространственных элементов, вечность проявляет себя в чередовании времен.

Взгляды представителей «новой онтологии» (Н. Гартмана, А. Бергсона, Х.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера и др.) являются своеобразным объединением феноменологического подхода к П. и В., рассмотрения их в качестве форм человеческого опыта и идей греческой и христианской мысли, рассматривавших П. и В. как явление вечного во временном, бесконечного в конечном, единого во многом. П. и В. рассматриваются как следы отсутствия бытия, как невозможность для человека быть «здесь и сейчас».

Особая проблема – соотношение П. и В. По словам А. Бергсона, В. не поддается человеческому рациональному объяснению, поэтому оно как непрерывное становление вытеснено из нашей жизни, а вместе с ним – творческое начало. Человек рассматривает В. по аналогии с П. как бесконечное разнообразие форм, к которым можно в любой момент обратиться. Это «кладовая» вещей, образцов, норм, идей. Исчезает новизна, уникальность человеческой жизни, ибо ничего нельзя потерять безвозвратно.

На первый взгляд, начиная с Нового времени В. выдвигается на первый план, становится доминантой человеческой жизни, а идея новизны, развития, прогресса становится универсальным принципом человеческой жизни. Однако В. всё же рассматривается по аналогии с П.: В. можно экономить и копить, обменивать и продавать. Прогресс не есть движение к абсолютно новому, творчество сводится к изобретению, в жизни нет абсолютных потерь и неожиданных обретений. В «цели» просвечивают «средства», «объект» познания и деятельности есть конструкция, созданная «субъектом». Только на рубеже XIX и XX вв. появляется идея В. как одиночества, тоски по безвозвратно утраченному и ожидание «иного». Разочарование в идеалах рационализма есть обратная сторона попыток понять самобытие В. Образ «вечного возвращения» как попытка преодолеть «было» (Ницше), идея истории как «кошмара» (Бердяев); эсхатологические идеи «конца истории» и есть способы понять В. в его данности человеку.

Сближение П. и В. с формами человеческой жизнедеятельности ведет к выделению физических, биологических П. и В. как ритмов человеческой жизнедеятельности и биотических и биологических связей, социальных В. и П. (социальная структура, ритм социальных трансформаций), исторических В. и П. (единство и многообразие исторического процесса, его стадиальность, направленность); П. и В. культуры (структура мира культурных образцов, способы их трансляции, отношения человека с миром культуры).

>  
Cловарь философских терминов: от М до П: краткий: философские термины, определения, философы, понятия, категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ:
от М до П:
 
МАГИЯ
МАЙЕВТИКА
МАКИАВЕЛЛИ
МАКЛЮЭН
МАЛЬБРАНШ
МАЛЬТУС
МАМАРДАШВИЛИ
МАМФОРД
МАНДЕВИЛЬ
МАНИХЕЙСТВО
МАНХЕЙМ
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
МАРКСИЗМ
МАРКУЗЕ
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИЯ
МЕРА
МЕРЕЖКОВСКИЙ
МЕТАФИЗИКА
МЕТЕМПСИХОЗА
МИКРОКОСМ
МИЛЛЕНАРИЗМ
МИМЕЗИС
МИСТЕРИИ
МИСТИКА
МИФ
МИХАЙЛОВСКИЙ
МОЛИТВА
МОНАДА
МОНИЗМ
МОНТЕНЬ
МОРАЛЬ
НАРРАТИВНЫЙ
НАТОРП
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
НЕОПЛАТОНИЗМ
НЕОТОМИЗМ
НЕСТОРИЙ
НИГИЛИЗМ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
НОВГОРОДЦЕВ
НОМИНАЛИЗМ
НООСФЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ОБЩЕСТВО
ОККАЗИОНАЛИЗМ
ОККАМ
ОРИГЕН
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ОТКРОВЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ПАВЕЛ АПОСТОЛ
ПАНТЕИЗМ
ПАРАДИГМА
ПАСКАЛЬ
ПАТРИСТИКА
ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОРЕИЗМ
ПЛАТОН
ПЛЕХАНОВ
ПЛОТИН
ПЛЮРАЛИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗНАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПОППЕР
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
ПРИНЦИП
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
от А до Д
от Е до Л
от М до П