главная философия
от А до Д
от Е до Л
от М до П

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ: это

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ – философские категории, раскрывающие особый тип детерминации, регулирующий, определяющий взаимодействие между явлениями. Причинно-следственное отношение – это генетическое, порождающее отношение, это однонаправленное взаимодействие, следующее от П. к С. Причинно-следственное отношение асимметрично: П. предшествует во времени С.; причинно-следственная связь необратима, носит всеобщий характер: всё существующее имеет П. и является П. чего-то иного. В отличие от других типов детерминации, причинная, каузальная (лат. causalis – причинный) связь – это связь между тем, что есть, и тем, чего нет. П. обусловливает возникновение и существование С.; причинно-следственная связь носит субстанциональный, «порождающий» характер.

Так называемый механистический, лапласовский детерминизм, преобладавший в учении о причинности XVIII в., рассматривал причинно-следственные связи в качестве единственного типа взаимосвязи между явлениями. «Идеальная модель» взаимоотношения П. и С. вырывала явления из сложной системы взаимодействий, рассматривала их изолированно, не учитывала особенностей проявления причинно-следственных связей при анализе массовых явлений. Связь между П. и С. трактовалась однозначно: одна П. производит одно вполне определенное С. На этом основании предполагалось, что если бы человеческий ум мог проследить все бесконечно длинные цепочки причин, то можно было бы предвидеть будущее до мельчайших деталей. В русле данного подхода возникла так называемая теория «малых П. и больших С.». Перебирая все звенья длинной цепи причинно-следственных связей, ведущих к возникновению крупного социального катаклизма, мы, если бы были нечеловечески проницательны, обнаружили бы ничтожные события, без которых великое не могло бы свершиться. Механистический детерминизм уравнивает всё: основное и неосновное, малое и великое, внутреннее и внешнее: «враг заходит в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя». Разочарование в человеческой способности раскрыть причинно-следственную связь во всей ее полноте привело Д. Юма к идее, что связь П. и С. – это только познавательная привычка; человек называет П. и С., как правило, те явления, которые постоянно следуют одно за другим.

Вместе с тем, хотя причинно-следственная связь и лежит в основе всех иных способов детерминации, всё же она не является единственным способом детерминации; в мире существует множество зависимостей функционального характера. Определенные ограничения на обращение к причинно-следственным зависимостям при объяснении целого ряда событий вводит и современная физика: так называемый «принцип близкодействия» предполагает конечность скорости распространения физического действия. Уже нельзя без оговорок утверждать, что «всё связано со всем», что воздействие самых отдаленных П. независимо от времени и расстояния. В настоящее время установлено, что причинно-следственные связи не выстраиваются друг за другом в простые цепочки, передающие исходный импульс без изменения «до конца». Одно многостороннее явление порождается целой группой П; некоторые из них порождают не одно, а самые разнообразные С.

Возможен и такой случай причинно-следственной связи, когда одна П. вызывает целый веер событий, каждое из которых, в свою очередь, порождает целую группу С.; начинается «цепная реакция». П. оставляет «след» в С. На изучении «следов» прошлого основаны исторические исследования; палеонтология, психоанализ; данная характеристика причинно-следственной связи используется в электронных технических устройствах.

Не столь простой оказывается и такая характеристика связи П. и С., как однонаправленность. Произведенное С. может оказать обратное воздействие на П. своего возникновения, то есть П. и С. поменяются местами. Такого рода обратные зависимости особенно характерны для социальных процессов, любых самоорганизующихся систем. Например, экономика есть П. возникновения политических институтов, политика, в свою очередь, оказывает самое разнообразное воздействие на экономику.

Чем сложнее явление («С.»), тем разнообразнее должен быть комплекс П., его производящих. Принцип «одна П. – одно С.» обнаруживает свою утопичность. «Монокаузальность» классической теории причинности подвергается сомнению.

Различают П. основные и неосновные, главные и неглавные, прямые и косвенные, условия, поводы. Весь многообразный комплекс П. называют «причинным основанием». Условия – это внутренние и внешние факторы, создающие благоприятную среду для актуализации причинно-следственного отношения. Сами по себе они не порождают С. Так, национальный кризис, «революционная ситуация» есть условие, но не непосредственная П. революции. Повод также не порождает С., но является толчком к причинно-следственному взаимодействию. Хорошо известным поводом к началу Первой мировой войны было убийство в Сараеве австрийского эрцгерцога Фердинанда. Поводы (толчки, импульсы) играют важную роль в развертывании причинно-следственной связи в экстраординарные, неустойчивые периоды общественного развития, когда устойчивое равновесие системы нарушено, разнообразные возможности ее развития только и «ждут» толчка, чтобы выйти на поверхность.

>  
Cловарь философских терминов: от М до П: краткий: философские термины, определения, философы, понятия, категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ:
от М до П:
 
МАГИЯ
МАЙЕВТИКА
МАКИАВЕЛЛИ
МАКЛЮЭН
МАЛЬБРАНШ
МАЛЬТУС
МАМАРДАШВИЛИ
МАМФОРД
МАНДЕВИЛЬ
МАНИХЕЙСТВО
МАНХЕЙМ
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
МАРКСИЗМ
МАРКУЗЕ
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИЯ
МЕРА
МЕРЕЖКОВСКИЙ
МЕТАФИЗИКА
МЕТЕМПСИХОЗА
МИКРОКОСМ
МИЛЛЕНАРИЗМ
МИМЕЗИС
МИСТЕРИИ
МИСТИКА
МИФ
МИХАЙЛОВСКИЙ
МОЛИТВА
МОНАДА
МОНИЗМ
МОНТЕНЬ
МОРАЛЬ
НАРРАТИВНЫЙ
НАТОРП
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
НЕОПЛАТОНИЗМ
НЕОТОМИЗМ
НЕСТОРИЙ
НИГИЛИЗМ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
НОВГОРОДЦЕВ
НОМИНАЛИЗМ
НООСФЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ОБЩЕСТВО
ОККАЗИОНАЛИЗМ
ОККАМ
ОРИГЕН
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ОТКРОВЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ПАВЕЛ АПОСТОЛ
ПАНТЕИЗМ
ПАРАДИГМА
ПАСКАЛЬ
ПАТРИСТИКА
ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОРЕИЗМ
ПЛАТОН
ПЛЕХАНОВ
ПЛОТИН
ПЛЮРАЛИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗНАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПОППЕР
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
ПРИНЦИП
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
от А до Д
от Е до Л
от М до П