главная философия
от А до Д
от Е до Л
от М до П

ПАТРИСТИКА: это

ПАТРИСТИКА (лат. patres – отцы) – философия и теология первых христианских богословов (II–VIII вв.), то есть Отцов церкви, развернувших истины веры в целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение, заложивших краеугольные камни в здание Церкви. В истории П. традиционно выделяют учеников первых апостолов – «мужей апостольских» (Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Ириней Лионский). Заимствуя содержание христианского сознания из устных и письменных наставлений апостолов, они транслировали его среди язычников. По форме их произведения являются письмами или посланиями. Задача посланий – наставления, увещания, предостережения от зародившихся ересей гностицизма, докетизма (учения, согласно которому явление Христа было лишь видимостью, призраком), а также разъяснение начал церковного устройства.

Выдвинутое в этот период учение о человеке (Ириней Лионский) как целокупном единстве телесного и духовного, взывающем к целостности индивидуальной жизни, общению и активной деятельности, на пути которых только и осуществляется «причастность» человека Богу, много позже станет называться теоцентрической антропологией. Задача человека, по убеждению мужей апостольских, не просто жить «здесь и сейчас», но постоянно преображать себя. Теоцентризм, креационизм и провиденциализм стали принципами, определяющими понимание человека в христианской философии.

II–III вв. – время «апологетов», защищающих христианство (Иустин Философ, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан) на социально-философском и этическом уровнях. Цель апологетов – продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с общекультурной точки зрения, представить греческую философию в качестве предшественницы Откровения, которое она предчувствовала, а христианскую мораль – как более совершенную в сравнении с принципами «юридизма» (равного воздаяния, справедливого возмездия) язычества. В поисках философских оснований христианства Иустин, Ориген, Климент обращаются к идеям Платона и стоиков. Словно сговорившись, они повторяют, что языческие философы, сами того не осознавая, были христианами. Формулируя доктрину христианства в категориях, близких греческой образованной аудитории, они нередко отклоняются от смысла Откровения. Осуществляя попытку примирения знания и веры, платонизма и Ветхого Завета, Климент и Ориген освободили богословие от задач полемических и явились основоположниками критически-исследовательского, философско-богословского подхода к Священному Писанию. Разъясняя, что философия лишь вспомогательное средство в делах веры, они невольно способствовали превращению ее в логику как технику, инструмент богословской мысли, то есть в «служанку» веры.

Нетерпимостью по отношению к философии отличался Тертуллиан. Он впервые сформулировал противоречия «Афины – Иерусалим», «философия – христианство», «знание – вера», которым много позже будут посвящены размышления русского философа Л. Шестова. Единственным критерием истины для Тертуллиана являются «правила веры». Отсюда вытекает, что в силу единства веры все церкви идентичны друг другу. Следовательно, фактически существует лишь одна церковь, основанная Христом, что весьма актуально для современного христианства, распавшегося на разнообразные вероучения.

С IV в. в П. начинается новая эпоха. Внешне – это эпоха примирения церкви с государством; внутри церкви – это начало длительного времени богословских споров. Популярность оригенизма, существование множества ересей (манихейство, гностицизм, арианство, несторианство, монофизитство), произвольнотолкующих фундаментальные принципы христианства, ставили перед богословами философскую задачу. Знаменитая троица из Каппадокии – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, а также Августин Аврелий, по их собственному признанию, начинают «богословствовать по-философски». За всеми спорами того времени (о Святой Троице, о Личности Спасителя и др.) стояли мировоззренческие вопросы о бытии и небытии, сущности и существовании, времени и вечности, логике истории. Старые «инструменты», которые имелись в наличии, не годились для объяснения истин христианской веры. Необходимо было «воцерковить» эллинскую философскую мысль. Нахождение нового языка для новой «неизреченной истины» и есть заслуга Отцов церкви, создавших «золотой фонд» патристики.

В частности, разрабатывая непротиворечивое учение о сущности Бога и трех Его ипостасях (тринитарная проблема), Отцы церкви используют философский аппарат античности: диалектику целого и части, триадическую логику чувственного – сверхчувственного – единого. В основе решения тринитарной проблемы лежат пять категорий: бытия, различия, тождества, покоя, движения. Идя путем греческой философии, Отцы церкви пришли к тому, что сущностью мира является диалектика его «самотождественного различия», в основе которой «ставшесть и текучесть», «покой и движение», «бытие и тождество». На основании этих же «равновеликих и равноценных» категорий доказывалось, что, наряду с тождеством Лиц в Боге, существует их субстанциональное (не внешнее, а реальное) различие. Три Лица троичности и тождественны (по бытию), и реальны (по ипостаси, субстанционально). Таким путем вырабатывался Символ Веры. Теория троичности по сути явилась «неоплатонической диалектикой минус эманация или минус иерархийная субординация».

Разъяснив смысл сущности мира в рамках вероучительной системы, Отцы церкви стали терять свое «единогласие». Восточная «православная» мысль остановилась на пороге понимания сущности как тайны Бога в уповании на то, что Он «выходит» из своей неприступности как личный Бог сам, а не в силу Его познаваемости человеческими усилиями. Возможно, это обстоятельство объясняет последующую склонность восточной христианской мысли (русской в том числе) к мистицизму, заведомому избеганию рациональных мыслительных конструкций как «неистинных» по существу, что в дальнейшем стало иногда даже вызывать ложное впечатление беспомощности этой мысли.

Заключительный период П. характеризуется окостенением мысли, начинает преобладать путь рационального постижения христианских истин (схоластика), правоведческий, практический уклон. Труды Иоанна Дамаскина и Иоанна Скота Эриугены являются последними монументальными сочинениями патристического периода, закладывающими основу восточной и западной схоластики.

>  
Cловарь философских терминов: от М до П: краткий: философские термины, определения, философы, понятия, категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ:
от М до П:
 
МАГИЯ
МАЙЕВТИКА
МАКИАВЕЛЛИ
МАКЛЮЭН
МАЛЬБРАНШ
МАЛЬТУС
МАМАРДАШВИЛИ
МАМФОРД
МАНДЕВИЛЬ
МАНИХЕЙСТВО
МАНХЕЙМ
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
МАРКСИЗМ
МАРКУЗЕ
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИЯ
МЕРА
МЕРЕЖКОВСКИЙ
МЕТАФИЗИКА
МЕТЕМПСИХОЗА
МИКРОКОСМ
МИЛЛЕНАРИЗМ
МИМЕЗИС
МИСТЕРИИ
МИСТИКА
МИФ
МИХАЙЛОВСКИЙ
МОЛИТВА
МОНАДА
МОНИЗМ
МОНТЕНЬ
МОРАЛЬ
НАРРАТИВНЫЙ
НАТОРП
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
НЕОПЛАТОНИЗМ
НЕОТОМИЗМ
НЕСТОРИЙ
НИГИЛИЗМ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
НОВГОРОДЦЕВ
НОМИНАЛИЗМ
НООСФЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ОБЩЕСТВО
ОККАЗИОНАЛИЗМ
ОККАМ
ОРИГЕН
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ОТКРОВЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ПАВЕЛ АПОСТОЛ
ПАНТЕИЗМ
ПАРАДИГМА
ПАСКАЛЬ
ПАТРИСТИКА
ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОРЕИЗМ
ПЛАТОН
ПЛЕХАНОВ
ПЛОТИН
ПЛЮРАЛИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗНАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПОППЕР
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
ПРИНЦИП
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
от А до Д
от Е до Л
от М до П