главная философия
от А до Д
от Е до Л
от М до П

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ: это

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401–1464) – «первый философ Возрождения», немец по происхождению (настоящая фамилия Кребс, родился в селении Куза на реке Мозель), кардинал, автор концепции мистического пантеизма. Основной труд Н. К. – «Об ученом незнании». Другие работы: «О предположениях», «Книги простеца», «Апология ученого незнания», «О видении Бога», «О возможности-бытии», «О неином», «Игра в шар», «Компендий», «Охота за мудростью» и др. Н. К. усвоил достижения греческой философии, особенно неоплатонизма, прекрасно знал средневековую философию, был близок мистике Мейстера Экхарта, знал восточных Отцов церкви, был крупным ученым-математиком. Н. К. предложил реформу календаря, составил первую карту Европы. Он предвосхищает Лейбница идеей равного онтологического достоинства всех вещей в мире, Канта – развернутой системой космологических антиномий; Гегеля – учением о триадной структуре мира.

В основе учения Н. К. лежит идея божественного Бытия-потенции как абсолютной возможности, возможности всего, которая одновременно есть и идея абсолютной действительности. Бог – это чистая возможность, чистое становление, которое пронизывает всю Вселенную. Непреодолимая грань между Творцом и его творением стирается: «Творец и творение суть одно и то же». Фактически Н. К. разрабатывает доктрину пантеизма, учение о деперсонализированном Боге: мир «свертывается» в Боге и развертывается из Бога. Такое учение вело к ряду выводов неортодоксального свойства. Рушится представление о мире как неподвижной иерархической структуре, где грани «ступеней» тварного мира непреодолимы: мир однороден, «всё во всём», поскольку Бог присутствует везде. Мир един, нет мира земного и мира небесного, законы мироздания едины. Мир бесконечен, поскольку бесконечен Бог. Вселенная – сфера, центр которой – везде, граница – нигде. Вместе с тем Н. К. не стирает полностью различия между миром, человеком и Богом: «если всё во всём, то «всё» явно предшествует каждому. Это «всё» не есть множество, ведь множество не предшествует каждому».

Учение Н. К. о Боге неотделимо от учения о путях познания Бога; «онтология» неотделима от «гносеологии». Человек как существо конечное не может судить о Боге – бесконечном совершенстве, бесконечной полноте – так же, как и о других конечных вещах. Поэтому надо избавиться от «застарелых пут авторитета»: «Божье мы должны познавать не по человеческому обычаю, но целиком и полностью от самих себя отступившись и всецело перейдя в Бога». Бог нигде и везде, для Бога всякое время – вневременно, всякое место – невмещаемо. «Бог именуется неединично единичным, подобно тому как он есть беспредельный предел, безграничная граница и нераздельная раздельность». В Боге «абсолютная всеобщность совпадает с абсолютной единичностью, а абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом».

Учение о совпадении противоположностей в Боге – это учение об ограниченности нашего разума, который обязательно либо утверждает, либо отрицает согласно принципу различения противоположностей. Познание Бога – это то же, что и познание бесконечности в математике, говорит Н. К. Все математические истины, существующие для конечных величин, рушатся при обращении к бесконечности: окружность становится прямой, стороны треугольника – параллельными прямыми. Попытки познать Бога рациональным путем обречены на неудачу; путь слепой веры претит Н. К.; он встает на путь познания, лежащего «сверх любого рационального дискурса», путь интуиции или «ученого незнания». Путь познания Бога Н. К. – путь апофатический («отрицательный»). Нельзя выявить какие-то «конечные», определенные свойства Бога; можно лишь соотнести непознаваемость Бога с нашей земной ограниченностью. Путь намеков (аллюзий), путь символа – вот путь Богопознания. Человек – это «город с пятью воротами» (пятью органами чувств). Но в познании Бога не помогут наглядные образы, поэтому надо закрыть все пять ворот; человек не привык видеть свет без примеси тьмы.

Человек для Н. К. – микрокосм, «внутри человеческой потенции есть по-своему всё». Бог – творец реальных сущностей и природных форм, человек – творец мысленных сущностей и форм искусства. Человек и Бог имеют единую творческую природу. Сам процесс человеческого познания есть подобие божественного «свертывания мира в себе», человеческая предметная деятельность – «развертывание» мира.

Учение Н. К., не понятое до конца его современниками, даже его последователем Дж. Бруно, оказало существенное влияние на взгляды Гуссерля, Хайдеггера, концепцию символа А. Лосева.

>  
Cловарь философских терминов: от М до П: краткий: философские термины, определения, философы, понятия, категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ:
от М до П:
 
МАГИЯ
МАЙЕВТИКА
МАКИАВЕЛЛИ
МАКЛЮЭН
МАЛЬБРАНШ
МАЛЬТУС
МАМАРДАШВИЛИ
МАМФОРД
МАНДЕВИЛЬ
МАНИХЕЙСТВО
МАНХЕЙМ
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
МАРКСИЗМ
МАРКУЗЕ
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИЯ
МЕРА
МЕРЕЖКОВСКИЙ
МЕТАФИЗИКА
МЕТЕМПСИХОЗА
МИКРОКОСМ
МИЛЛЕНАРИЗМ
МИМЕЗИС
МИСТЕРИИ
МИСТИКА
МИФ
МИХАЙЛОВСКИЙ
МОЛИТВА
МОНАДА
МОНИЗМ
МОНТЕНЬ
МОРАЛЬ
НАРРАТИВНЫЙ
НАТОРП
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
НЕОПЛАТОНИЗМ
НЕОТОМИЗМ
НЕСТОРИЙ
НИГИЛИЗМ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
НОВГОРОДЦЕВ
НОМИНАЛИЗМ
НООСФЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ОБЩЕСТВО
ОККАЗИОНАЛИЗМ
ОККАМ
ОРИГЕН
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ОТКРОВЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ПАВЕЛ АПОСТОЛ
ПАНТЕИЗМ
ПАРАДИГМА
ПАСКАЛЬ
ПАТРИСТИКА
ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОРЕИЗМ
ПЛАТОН
ПЛЕХАНОВ
ПЛОТИН
ПЛЮРАЛИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗНАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПОППЕР
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
ПРИНЦИП
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
от А до Д
от Е до Л
от М до П