главная философия
от А до Д
от Е до Л
от М до П

МИХАЙЛОВСКИЙ: это

МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842–1904) – русский философ, социолог, публицист и литературный критик, теоретик народничества. Его взгляды сформировались в 70-е годы под влиянием идей Герцена, Лаврова, Прудона, Конта. Основные работы: «Что такое прогресс?», «Теория Дарвина и общественная наука», «Вольтер-человек, Вольтер-мыслитель», «Орган, неделимое, общество», «Записки профана», «Письма о правде и неправде» и др. В центре его внимания – проблемы исторического прогресса, проблема человека, его целостности и всесторонности, особенности познания общественных явлений.

Содержание общественного прогресса, с точки зрения М., составляет «борьба за индивидуальность», главным его критерием является движение от «общественной разнородности» к «общественной однородности», формирующей индивидуальность как «неделимую» целостность. Поскольку, с точки зрения М., буржуазное («органическое») общество уродует человека, делает его односторонним, постольку М. отказывается признавать даже относительную прогрессивность такого социально-исторического развития. «Прогресс есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми. Безнравственно, несправедливо, вредно, неразумно всё, что задерживает это движение. Нравственно, справедливо, разумно и полезно только то, что уменьшает разнородность общества, усиливая тем самым разнородность его отдельных членов».

В соответствии с такой формулой прогресса М. выделяет «три типа и степени развития» социальности. Современный общественный строй, говорит он, с его социальной дифференциацией, сложной кооперацией, разделением труда есть «высокая степень» в развитии «низшего типа» социальности; наоборот, первобытный строй жизни, когда отсутствовала социальная дифференциация, господствовала простая кооперация, человек считал себя центром природы, представляет собой «высший тип» социальности, находящейся на крайне «низкой степени развития». Это же относится, по М., и к современной крестьянской общине, отсталой по сравнению с существующими формами капиталистического хозяйства; она представляет собой «высший тип» общественной организации, стоящей на «низкой степени развития». Задача людей, берущих на себя осуществление формулы прогресса, должна заключаться в том, чтобы привести «высокий тип общественного развития» к столь же «высокой степени». Это будет как бы повторением на более высоком уровне первой стадии, но человек здесь становится центром социальности.

Личность М. рассматривал не только как единственный критерий прогресса, но и в качестве главного творца истории. В статье «Герои и толпа» он пытается вскрыть механизмы социально-политического лидерства. В современном обществе, считал он, огромное большинство людей подавлено однородностью и скудостью жизненных впечатлений. В этих условиях сознание и воля массы, «толпы» тускнеет, люди становятся терпеливыми, покорными, послушными; толпа легко впадает в состояние почти гипнотической пассивности и обнаруживает повышенную склонность к бессознательному подражанию. Человек с инициативой, «герой» может с легкостью увлечь за собой «толпу» на подвиг или на преступление. Человек этот может быть вовсе не великим, не выдающимся деятелем, и тем не менее он будет «героем» того или иного исторического события. Концепция «героев и толпы» послужила теоретическим обоснованием тактики индивидуального террора.

Выдвигая на первое место индивидуальность и противопоставляя ее обществу, М. разрабатывает так называемый «субъективный метод» в социологии. Суть его в том, что любое знание включает в себя субъективный момент, а социальное исследование предполагает оценку реальности с точки зрения личности, ее желаемого будущего. Потребности, желания среднего, «типичного» индивида, поставленного в нормальные для его развития условия, должны стать своеобразной базовой моделью общества. Конструирование социального идеала должно стать инструментом социального познания. Подчеркивая, что человек относится к реальности прежде всего как член социальной общности, М. закладывал основы социологии познания, изучающей отношения между формами знания и социальной структурой, обусловливающей либо форму, либо содержание знания.

>  
Cловарь философских терминов: от М до П: краткий: философские термины, определения, философы, понятия, категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ:
от М до П:
 
МАГИЯ
МАЙЕВТИКА
МАКИАВЕЛЛИ
МАКЛЮЭН
МАЛЬБРАНШ
МАЛЬТУС
МАМАРДАШВИЛИ
МАМФОРД
МАНДЕВИЛЬ
МАНИХЕЙСТВО
МАНХЕЙМ
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
МАРКСИЗМ
МАРКУЗЕ
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИЯ
МЕРА
МЕРЕЖКОВСКИЙ
МЕТАФИЗИКА
МЕТЕМПСИХОЗА
МИКРОКОСМ
МИЛЛЕНАРИЗМ
МИМЕЗИС
МИСТЕРИИ
МИСТИКА
МИФ
МИХАЙЛОВСКИЙ
МОЛИТВА
МОНАДА
МОНИЗМ
МОНТЕНЬ
МОРАЛЬ
НАРРАТИВНЫЙ
НАТОРП
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
НЕОПЛАТОНИЗМ
НЕОТОМИЗМ
НЕСТОРИЙ
НИГИЛИЗМ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
НОВГОРОДЦЕВ
НОМИНАЛИЗМ
НООСФЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ОБЩЕСТВО
ОККАЗИОНАЛИЗМ
ОККАМ
ОРИГЕН
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ОТКРОВЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ПАВЕЛ АПОСТОЛ
ПАНТЕИЗМ
ПАРАДИГМА
ПАСКАЛЬ
ПАТРИСТИКА
ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОРЕИЗМ
ПЛАТОН
ПЛЕХАНОВ
ПЛОТИН
ПЛЮРАЛИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗНАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПОППЕР
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
ПРИНЦИП
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
от А до Д
от Е до Л
от М до П