главная философия
от А до Д
от Е до Л
от М до П

МАРКУЗЕ: это

МАРКУЗЕ Герберт (1898–1979) – немецко-американский философ, представитель так называемой Франкфуртской школы, один из создателей «негативной диалектики». Основные работы: «Разум и революция», «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек». Концепция М. – попытка синтеза идей Гегеля, Маркса, Фрейда и философии экзистенциализма и использование результатов этого синтеза в социально-политической сфере.

М. критикует гегелевский вариант диалектики, в котором развитие рассматривается как результат столкновения противоположных начал и дальнейший их синтез. М. ищет иной, «третий» путь в развертывании любого процесса развития. Столкновение бытия и небытия заменяется им взаимодействием бытия и инобытия. Особое значение М. придает категории возможности. Инобытие – это не единственная возможность, это не отрицание бытия, а бесконечный спектр всех мыслимых форм жизни. Пробуждение человеческого разума для «иных» возможностей осуществляется с помощью игры, искусства, любой нерегламентированной формы деятельности.

Диалектический разум может стать основой практического политического отрицания существующего. Неконтролируемый социальный взрыв, катастрофа, в отличие от того мрачного аскетического предприятия, которое до сих пор называлось революцией, пробуждает сознание человека, создает в нем пространство возможного. Революция социально-политическая без революции «интегральной», по мнению М., бессмысленное предприятие. Интегральная революция – это революция человеческого сознания, отказ от восприятия мира сквозь призму добра и зла, прогресса и регресса, своих и чужих. Революция человеческого воображения – источник и цель любых революционных изменений; революция социальная играет вспомогательную роль стимула в раскрытии творческих возможностей сознания. Всякий план, программа, стратегия – излишни. Интегрированное сознание сможет найти «иное» – третий путь, свободный от ограниченности классового противостояния. Идея Великого Отказа от «данного», от социальной действительности заключает в себе и отказ примириться с утратой единства человека и природы и потребность воссоединения с утраченным в процессе создания инобытия – новой социальной реальности и «новой чувственности».

Анализируя современную цивилизацию с помощью понятийного аппарата, сложившегося в рамках фрейдистской концепции, М. дополняет фрейдистское учение, вводя понятие «прибавочного подавления». Естественный и неизбежный путь каждой цивилизации – путь принуждения к труду и отказа от влечений – в современном обществе дополняется социальной сверхрепрессией – «репрессивной организацией сексуальности». Современная цивилизация не просто способствует сублимации, «переключению» влечений в сферу социальной активности, труда; часть влечений не сублимируется, а просто подавляется, происходит «десексуализация» организма. Сфера «Оно» разрушается: сексуальные влечения либо подавляются, либо урезываются до «служебных» функций по воспроизводству населения.

Сфера «Оно» включает также и деструктивные силы, стремление к смерти. Изгнание Эроса из сферы «Оно» ведет к завладению человеком силами смерти, Танатосом. Силы смерти и разрушения, оторванные от Эроса и направленные внутрь индивида, ведут к распаду целостности его Я, а направленные вовне, они питают технический прогресс, овладение природой. Общество, находящееся во власти Танатоса, разбивает, распыляет природную целостность, разрушает исходное единство человека и природы. Высвобождение разрушительных сил в человеке ведет к гибели в нем творческого начала, к исчерпанию импульсов социального развития. Идея «Великого Отказа», уклонения от общественных отношений, начавшись на уровне политическом и социальном, должна дойти до самого глубокого пласта – до структуры витальных влечений. Она должна «революционизировать» эти структуры и обеспечить полную и окончательную эмансипацию «принципа удовольствия» (т. е. Эроса) и «ликвидацию принципа реальности». Освобожденный Эрос и будет тем гарантом социальных преобразований, которые позволят осуществить действительное освобождение человечества.

Танатос должен быть неразделен с Эросом, считает М. Нарцисс и Орфей символизируют такое неразрывное единство. Игра и песня, покой и тишина оттеняют друг друга. Человек не должен забывать о смерти, думая о жизни. Воссоединение человека с природой, с самим собой невозможно без освобожденного Эроса и его «смертельного партнера» – Танатоса, указывающего на цену, которую человек платит за свободу.

Особые надежды М. возлагал на социальные группы, еще не интегрированные современным обществом, не имеющие «репрессивную структуру влечений»: на студенческую молодежь, национальные меньшинства, маргинальные сообщества. Новая эротическая рациональность, которая разрушит барьеры между разумом и фантазией, «высшим» и «низшим», трудом и игрой, индивидуальным и коллективным, является для М. основой преобразования общества и человека.

>  
Cловарь философских терминов: от М до П: краткий: философские термины, определения, философы, понятия, категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ:
от М до П:
 
МАГИЯ
МАЙЕВТИКА
МАКИАВЕЛЛИ
МАКЛЮЭН
МАЛЬБРАНШ
МАЛЬТУС
МАМАРДАШВИЛИ
МАМФОРД
МАНДЕВИЛЬ
МАНИХЕЙСТВО
МАНХЕЙМ
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
МАРКСИЗМ
МАРКУЗЕ
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИЯ
МЕРА
МЕРЕЖКОВСКИЙ
МЕТАФИЗИКА
МЕТЕМПСИХОЗА
МИКРОКОСМ
МИЛЛЕНАРИЗМ
МИМЕЗИС
МИСТЕРИИ
МИСТИКА
МИФ
МИХАЙЛОВСКИЙ
МОЛИТВА
МОНАДА
МОНИЗМ
МОНТЕНЬ
МОРАЛЬ
НАРРАТИВНЫЙ
НАТОРП
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
НЕОПЛАТОНИЗМ
НЕОТОМИЗМ
НЕСТОРИЙ
НИГИЛИЗМ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
НОВГОРОДЦЕВ
НОМИНАЛИЗМ
НООСФЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ОБЩЕСТВО
ОККАЗИОНАЛИЗМ
ОККАМ
ОРИГЕН
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ОТКРОВЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ПАВЕЛ АПОСТОЛ
ПАНТЕИЗМ
ПАРАДИГМА
ПАСКАЛЬ
ПАТРИСТИКА
ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОРЕИЗМ
ПЛАТОН
ПЛЕХАНОВ
ПЛОТИН
ПЛЮРАЛИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗНАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПОППЕР
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
ПРИНЦИП
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
от А до Д
от Е до Л
от М до П