главная философия
от А до Д
от Е до Л
от М до П

МАГИЯ: это

МАГИЯ (лат. magia) – волшебство, колдовство, чародейство, призванное сверхъестественным путем воздействовать на явления природы, мир вещей, людей, духов. Магические ритуалы, обряды и то, на достижение чего они направлены, являются неотъемлемой частью бытия первобытного рода, племени, семьи; М. была натуральным, естественным знанием, отвечающим на вопрос о причине события и возможном его исходе.

Первые наброски общенаучной теории М. дали Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, А. Лосев. По Малиновскому, основания магических верований и практик берут истоки из энергии переживаний, которыми заполнена жизнь, и из опыта, из которого человек черпает уверенность в своей способности достигать поставленных целей. По Лосеву, М. есть «живое, жизненное, одухотворенное общение живого человека с живой природой». В целом идеи и представления о магическом сводятся в конечном счете к убеждению, что М. дает человеку власть над определенными вещами; это реальность, которая является предметом веры, отвечающей психологическим потребностям общества, группы людей или отдельного человека. М. не изобретается в какой-то момент и не исчезает в определенное время; она является необходимым условием и дополнением всех вещей и процессов, входящих в сферу жизненных интересов человека, оставаясь за гранью его критической мысли.

М. основывается на непосредственном связывании явлений по сходству и последовательности возникновения (подражательная М.), по смежности (использование частей одежды, ногтей, волос для воздействия на их владельца). Она также опирается на веру в силу и активность языка, слова, предполагает связь предмета и его наименования, человека и его имени (вербальная М.). Виды М. различают также в зависимости от области ее приложения (лечебная М., аграрная М., любовная М., промысловая М. и т. п.).

Объектом М. является не сама природа, вещи, но человеческое отношение к ним и человеческие действия с ними. Более того, результаты магических действий воспринимаются не как то, что дает природа под влиянием заклинаний, но как то, что природа сама произвести не может и что подвластно лишь нацеленному магической силой человеку. В ряде случае речь могла идти об особой «магической субстанции», разлитой в мире, истекающей непосредственно от тотемов – духов-покровителей рода. Но в любом случае нормализация ситуации препоручается целиком и полностью человеку (колдуну, шаману, магу). Практическая направленность М. предполагает достижение конкретных целей с помощью точного воспроизведения колдовской формулы, совершения ритуала, соблюдения табу и церемоний обряда. М. призвана соединить неутолимость человеческих желаний со своенравной игрой случая, для того чтобы человек совершил прыжок из царства необходимости непосредственно в царство свободы. Игре желаний, имеющих как позитивный, так и негативный характер, соответствует М. «белая» или же М. «черная». С точки зрения христианства М. осуждается, хотя сам факт ее существования не отрицается. Однако если в области М. практическое действие есть средство для достижения цели, то в религии совокупность ритуальных действий (например, таинства крещения, исповеди, причастия) есть сама по себе цель. Таинства закрепляют и усиливают все ценностно-значимые установки человека данного общества, они раскрывают ему истину о себе самом в самом широком смысле слова.

Убеждая человека в его сверхъестественной исключительности, М. внушила ему идею господства над природой и хаотически многообразным миром социальной жизни. С помощью М. человек упрощает мир социального опыта и делает его более предсказуемым. Становясь основой социального символизма, она упорядочила общественную жизнь, иерархизировала социальную структуру, организовала и ритуализировала формы социальной деятельности и пространство человеческой жизни от рождения до самой смерти.

Магические обряды максимально усиливали ответственность человека перед обществом: нарушение табу не оправдывалось ссылкой на злую силу враждебного колдовства, но требовало самого сурового наказания. Главная функция М. заключается в ритуализации человеческого оптимизма, этим и объясняется неизбывность магического отношения человека к миру. Там, где практика не достигла регулярности, а наука не может дать убедительного объяснения, всегда остается место М. Поскольку природа неисчерпаема, а наука и практика всегда ограничены, то и М. суждена вечная жизнь.

Исторически М. играла существенную роль в жизни первобытного человека; магические представления и действия присутствовали в поздней античности и в Средние века. Пантеистическое воззрение на мир в эпоху Возрождения в известной степени активизировало интерес к М. (Дж. Кардано, Парацельс). Даже один из основоположников эмпиризма Нового времени Фр. Бэкон допускает существование «натуральной М.». В настоящее время отдельные магические действия нашли свое пристанище в повседневной практике.

Достаточно сложны взаимоотношения М. с художественно-эстетической сферой, где разум уступает место переживанию. Существует «магическая» теория происхождения искусства. Вместе с тем, вырастая из М., искусство как бы «снимает», преодолевает магическое. В частности, изображения идолов, музыка и танец как средство экстаза – часто условия магического воздействия; колдуны и маги в качестве священных певцов, магически стереотипизированный звукоряд в качестве будущей основы тональности, магически выверенные архитектурные особенности храмов, с одной стороны, укрепляли магическое отношение к миру, а с другой – делали иррациональные формы магических действий источником художественной стилизации.

>  
Cловарь философских терминов: от М до П: краткий: философские термины, определения, философы, понятия, категории философии.

СОДЕРЖАНИЕ:
от М до П:
 
МАГИЯ
МАЙЕВТИКА
МАКИАВЕЛЛИ
МАКЛЮЭН
МАЛЬБРАНШ
МАЛЬТУС
МАМАРДАШВИЛИ
МАМФОРД
МАНДЕВИЛЬ
МАНИХЕЙСТВО
МАНХЕЙМ
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА
МАРКСИЗМ
МАРКУЗЕ
МАТЕРИАЛИЗМ
МАТЕРИЯ
МЕРА
МЕРЕЖКОВСКИЙ
МЕТАФИЗИКА
МЕТЕМПСИХОЗА
МИКРОКОСМ
МИЛЛЕНАРИЗМ
МИМЕЗИС
МИСТЕРИИ
МИСТИКА
МИФ
МИХАЙЛОВСКИЙ
МОЛИТВА
МОНАДА
МОНИЗМ
МОНТЕНЬ
МОРАЛЬ
НАРРАТИВНЫЙ
НАТОРП
НАТУРАЛИЗМ
НАТУРФИЛОСОФИЯ
НАУКА
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
НЕОПЛАТОНИЗМ
НЕОТОМИЗМ
НЕСТОРИЙ
НИГИЛИЗМ
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
НОВГОРОДЦЕВ
НОМИНАЛИЗМ
НООСФЕРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
ОБЩЕСТВО
ОККАЗИОНАЛИЗМ
ОККАМ
ОРИГЕН
ОРТЕГА-И-ГАССЕТ
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
ОТКРОВЕНИЕ
ОТЧУЖДЕНИЕ
ПАВЕЛ АПОСТОЛ
ПАНТЕИЗМ
ПАРАДИГМА
ПАСКАЛЬ
ПАТРИСТИКА
ПЕРСОНАЛИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
ПИСАРЕВ
ПИФАГОРЕИЗМ
ПЛАТОН
ПЛЕХАНОВ
ПЛОТИН
ПЛЮРАЛИЗМ
ПОЗИТИВИЗМ
ПОЗНАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ПОППЕР
ПОСТМОДЕРНИЗМ
ПОСТПОЗИТИВИЗМ
ПРАГМАТИЗМ
ПРИНЦИП
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
от А до Д
от Е до Л
от М до П