главная философия

Интерес: что это такое

Интерес (Intérêt)

Субъективно – форма желания или любопытства, зачастую – сочетание того и другого. В то же самое время можно иметь объективный интерес к тому, что не пробуждает ни желания, ни любопытства. Таков, например, интерес ребенка к выполнению домашнего задания; таков, по мнению Маркса, интерес трудящихся к революции. Из этого, конечно, не следует, что все трудящиеся суть революционеры, а все дети – прилежные ученики.

Что же это такое – якобы объективный интерес? Это не то, чего мы желаем, а то, чего мы должны желать, если точно знаем, что для нас благо и как его добиться. Если это желание, то разумное и основанное на размышлении; желание, которое мы на самом деле испытываем или должны, по мнению других, испытывать. Но является ли подобный интерес объективным? Да, но только в глазах того, кто полагает его таковым. Следовательно, интерес все-таки субъективен, или проективен. В конце концов, никто из нас не обязан быть марксистом или прилежным учеником.

Большинство материалистов учат, что людьми движет интерес. Это и Эпикур, и Гоббс, и Гельвеций («человек всегда повинуется своему интересу»; «Об уме», рассуждение I, глава 4 и рассуждение II, глава 3), и Гольбах («интерес – есть единственный мотив человеческих действий»; «Система природы», часть I, глава 15), и, наконец, Фрейд (принципы удовольствия и реальности) и Маркс («Индивиды преследуют только свой особый интерес», «Немецкая идеология», I). Но то же самое справедливо и для Спинозы (под именем «собственной пользы»; см. «Этика», часть IV, теоремы 19–25), который не является материалистом, и для Гегеля, к которому это определение приложимо в еще меньшей мере: «Народы и отдельные индивидуумы тратят свою жизненную силу на поиск и достижение собственного блага», а вся «хитрость разума» состоит в том, чтобы поставить эти частные интересы на службу общей цели («Философия истории», Введение, II). Очевидно, мы ошибемся, если не увидим во всем этом ничего, кроме апологии эгоизма. На самом деле речь идет о прямо противоположном – попытке преодоления и вытеснения эгоизма. Интерес каждого из упомянутых авторов как раз и заключается в том, чтобы обосновать достижение всеобщего интереса. Разве может человек быть счастлив в одиночестве? Разве он может любить себя, не уважая других? Здесь любовь к себе ведет к любви к справедливости и ближнему. «Будьте эгоистами! – сказал как-то далай-лама. – Любите друг друга!»
 
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философия: от З до К: определение: термин: понятие. Кратко, понятно и интересно о философском термине, понятии, определении. Философский словарь читать онлайн.
 
СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ: 
слова на буквы З, И, К
Забвение
Закон
Запирательство
Зверство
Здоровье
Здравомыслие
Зло
Знание
Золотая Середина

Идеализм
Идеология
Идея
Идиотия
Идолопоклонство
Иерархия
Изменение
Изономия
Иллюзия
Имманентальный
Имманентная Философия
Имматериализм
Имморальность
Императив
Импликация
Индетерминизм
Индивидуализм
Индукция
Инерция
Инквизиция
Инсистанциализм
Интеллектуал
Интенциональность
Интенция
Интерес
Интерпретация
Интроспекция
Интуиция
Ирония
Иррациональное
Искусство
Истерия
Истина
Историзм
Иудаизм

Казуистика
Капитализм
Картезианский
Категории
Каузальность
Качество
Квиетизм
Киренаики
Классицизм
Clinamen
Когнитивизм
Коллективизм
Коммунизм
Комплекс
Conatus
Конечность
Конкретное
Концептуализм
Коперникианская Революция
Космологическое Доказательство
Космология
Космополитизм
Космос
Красота
Крещение
Критицизм
Ксенофобия