главная философия

Бог: в философии

Бог(Dieu)

У древних греков и вообще в системе политеизма – бессмертное и блаженное существо. В монотеистических системах эти две характеристики сохраняются, однако утрачивают первостепенное значение, уступая онтологическому и нравственному измерениям: Бог – высшее существо, творящее и несотворенное (являющееся причиной самого себя), олицетворяющее высшее благо и справедливость; существо, от которого зависит все, но которое не зависит ни от чего. Бог есть действующий и персонифицированный абсолют.

Верующие обычно признают за своим Богом четыре основных атрибута, каждый из которых безграничен: бытие (Бог бесконечен), могущество (Бог всемогущ), познание (Бог всеведущ), наконец, добро или любовь (Бог всеблаг и наделен бесконечной любовью). И в этом мы все походим на Бога, если он существует. Разве не наделены мы некоторой способностью к бытию, кое-каким могуществом, малой толикой способности к познанию и любви? В этом Бог похож на нас, если его не существует. Человек – нечто вроде конечного и смертного Бога; Бог – нечто вроде бесконечного и бессмертного человека. Антропоморфизм – не заблуждение религий, как говорил Ален, а «живая истина». Если бы Бог ни в чем не походил на нас, разве он создал бы нас по своему образу и подобию? И разве стали бы мы в него верить?

Бог являет собой высшее существо как с теоретической (максимум возможной истины), так и с практической (максимум возможной ценности) точки зрения. Истинный Бог и добрый Бог – одно и то же, иначе он не был бы Богом. По всей видимости, это сочетание доведенных до бесконечности истинности и доброты и может служить наилучшим, вернее сказать, наименее худшим, определением Бога. Бог есть истина как норма и, следовательно, норма всех истин. Бог – это тот, кто познает, судит и творит истинную ценность всех вещей. Бог есть смысл смыслов, или абсолютная норма.

Поэтому всякая истина, претендующая на абсолютную ценность, принадлежит теологии. Она – источник всевозможных религий (Бога, Истории, Науки, Бессознательного и т. д.) и изредка – атеизма.

 Бог Спинозы (Dieu De Spinoza)

Полная противоположность Богу в привычном понимании слова (Бог). У Спинозы Бог – вечная и бесконечная истина, не имеющая ценности и смысла. Я бы сказал, что это безнадежно истинная истина, или безмолвная реальность. Этот Бог распознается по его молчанию.

Поскольку все сущее истинно, Бог Спинозы также являет собой бесконечное множество всего, что существует (природа). Поэтому Бог не может быть творцом природы.  
 
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философия: от А до В: определение, понятие, термин в философии. Кратко и понятно о философском термине, понятии, определении, читать онлайн.
 
СОДЕРЖАНИЕ:
от А до В:
Абстракция
Абсолют
Абсурд
Автономия
Авторитаризм
Агапэ
Агностицизм
Агора
Адекватность
Академизм
Акосмизм
Акроаматический
Аксиома
Акт
Акцидент
Алетейа
Альтернатива
Альтруизм
Амбивалентность
Аморальный
Анализ
Аналогия
Анархизм
Ангажированность
Анимизм
Аномия
Антиматерия
Антиномия
Антитезис
Антитринитарии
Античность
Антропный Принцип
Антропогенез
Антропология
Антропоцентризм
Апагогическое Доказательство
Апатия
Аподиктический
Аполлоновский
Апория
Апофатический
Апперцепция
A Priori
Аргумент
Аристократия
Аскетизм
Ассерторический
Атараксия
Атеизм
Атомизм
Аутентичность
Аффект
 
Безнадежность
Безразличие
Безусловное
Беседа
Бесконечное
Бескорыстие
Беспорядок
Бессмертие
Бессознательное
Благо
Благоразумие
Блаженство
Бог
Боль
Бритва Оккама
Будущее
Бунт
Буриданов Осел
Бытие
 
Вагнерианец
Валидность
Варварство
Вездесущность
Великодушие
Вера
Верификация
Верность
Вечная Истина
Вечность
Вещь
Видимость
Видовой Расизм
Виртуальный
Власть
Вновь Обретенное Время
Возвышенное
Воздержанность
Возможное
Возрождение
Воля
Воображение
Воскресение
Воспитание
Впечатление
Время
Врожденности Идея
Вульгарность
Высшее Благо
Вытеснение