главная философия

Аргумент: в философии

Аргумент (Argument)

Идея, используемая в поддержку другой идеи, но недостаточная, чтобы ее утвердить. Аргумент – не доказательство, а то, что заменяет доказательство за его неимением.

 Аргументация (Argumentation)

Упорядоченная совокупность аргументов, используемых для рационального подтверждения какого-либо тезиса (молитва – не аргументация), но не способных служить доказательством его истинности (это будет уже не аргументация, а доказательство как таковое). В силу обеих этих особенностей аргументация – основополагающий компонент любого философского учения, достойного этого имени.

 Аргумент Третьего Человека (Troisiéme Homme, Argument Du -)

Аргумент, выдвинутый Аристотелем в споре с Платоном, а еще раньше – самим Платоном в споре с собой. Впервые упоминается в «Пармениде» (132 a-b). Идея аргумента заключается в выявлении общности, присущей разным индивидуумам (например, величина может быть общим признаком некоторых больших вещей). Но если величина существует сама по себе (величина в себе), то она, в свою очередь, является индивидуальной сущностью; поэтому, чтобы осмыслить отношение между большими вещами и величиной в себе, нужно найти что-то общее, привлечь какую-то третью единицу. Затем, чтобы убедиться в единстве этой третьей единицы с двумя предыдущими, понадобится четвертая, и так далее до бесконечности. Единство ускользает, а идеи множатся до бесконечности. Как Платон расправился с этой трудностью? Он ввел понятие единства каждой идеи, но не доказал его, а всего лишь постулировал (см. «Государство», книга Х). Конечно, Стагириту, повторившему этот аргумент в своей «Метафизике» (книга I, глава 9; книга III, глава 7; книга XIII, глава 4), он не показался убедительным. Если для осмысления того общего, что объединяет всех людей, требуется вообразить человека в себе, то для того, чтобы показать общность этого человека в себе с остальными людьми, понадобится третий человек, потом четвертый, и так далее до бесконечности. Следовательно, допустить независимое существование идеи человека (сверхчувственного, невещественного человека, или человека в себе) означает не обнаружить способ осмысления общности вещественных людей (принадлежащих к человеческому роду), а, напротив, окончательно, утратить его в бесконечном множестве абстракций. Поэтому следует отказаться от попытки «овеществления» универсального, то есть порвать с платонизмом. Платон мне друг, сказал по этому поводу Аристотель, но истина дороже (см. «Никомахова этика», I, 4, 1096а).  
 
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философия: от А до В: определение, понятие, термин в философии. Кратко и понятно о философском термине, понятии, определении, читать онлайн.
 
СОДЕРЖАНИЕ:
от А до В:
Абстракция
Абсолют
Абсурд
Автономия
Авторитаризм
Агапэ
Агностицизм
Агора
Адекватность
Академизм
Акосмизм
Акроаматический
Аксиома
Акт
Акцидент
Алетейа
Альтернатива
Альтруизм
Амбивалентность
Аморальный
Анализ
Аналогия
Анархизм
Ангажированность
Анимизм
Аномия
Антиматерия
Антиномия
Антитезис
Антитринитарии
Античность
Антропный Принцип
Антропогенез
Антропология
Антропоцентризм
Апагогическое Доказательство
Апатия
Аподиктический
Аполлоновский
Апория
Апофатический
Апперцепция
A Priori
Аргумент
Аристократия
Аскетизм
Ассерторический
Атараксия
Атеизм
Атомизм
Аутентичность
Аффект
 
Безнадежность
Безразличие
Безусловное
Беседа
Бесконечное
Бескорыстие
Беспорядок
Бессмертие
Бессознательное
Благо
Благоразумие
Блаженство
Бог
Боль
Бритва Оккама
Будущее
Бунт
Буриданов Осел
Бытие
 
Вагнерианец
Валидность
Варварство
Вездесущность
Великодушие
Вера
Верификация
Верность
Вечная Истина
Вечность
Вещь
Видимость
Видовой Расизм
Виртуальный
Власть
Вновь Обретенное Время
Возвышенное
Воздержанность
Возможное
Возрождение
Воля
Воображение
Воскресение
Воспитание
Впечатление
Время
Врожденности Идея
Вульгарность
Высшее Благо
Вытеснение