главная философия

Оборона: что это такое

Оборона (Défense)

Непобедимых сущностей не бывает. Для всякой вещи, поясняет Спиноза, существует другая, более могущественная, вещь, которой первая может быть разрушена («Этика», IV, аксиома). Особенно справедливо это в отношении живых существ, которые способны выжить, только обороняясь. Мы все предпочитаем мир войне. Это разумно. Но мир подразумевает оборону и не способен служить ей заменой.

Что же такое оборона? Стремление всякого существа к сохранению своего бытия при столкновении с другим существом, несущим ему реальную или потенциальную угрозу. Оборона – это conatus (усилие – лат.) в опасной ситуации, каковой является любая ситуация. Иммунная система организма, национальная оборона государства, адвокатура или открытые Фрейдом механизмы защиты своего «Я» суть средства обороны. Нетрудно заметить, что ни в одном из перечисленных случаев оборона не дает гарантии безопасности, т. е. не является идеальным средством защиты. Существуют аутоиммунные заболевания и неврозы как защитная реакция организма. Тот факт, что мы вынуждены постоянно защищаться, отнюдь не доказывает, что всякая оборона есть благо.

Когда безопасность индивидуума вынуждает его совершать деяние, обычно трактуемое как противозаконное, это квалифицируется как необходимая самооборона. Такая оборона оправдана, если она пропорциональна опасности, что само по себе служит нам напоминанием о том, что оправдана далеко не всякая оборона.

Декарт в своем трактате «Страсти души» пишет, что оборона всегда надежней, чем бегство. Это справедливо только при условии, что имеются средства обороны. Лишний довод обзавестись такими средствами.

Обладание (Possession)

Обладать чем-то значит иметь это в своем фактическом распоряжении, пользоваться этим. Обладание есть факт, что и отличает его от собственности, т. е. права.

 Обман (Mensonge)

Ложь, произносимая с целью ввести в заблуждение (но не в качестве иносказания или иронии) и с полным осознанием, что произносимое – ложно. Всякий обман предполагает знание истины или хотя бы содержит идею истины. Тем самым он опровергает извиняющую его софистику. Парадокс лжеца (Лжеца парадокс) с достаточной степенью ясности показывает, что обман возможен лишь как исключение, подтверждающее нарушаемое им правило (по выражению Спинозы, «норму данной истинной идеи»). Тем хуже для обманщиков и софистов.

 Обмен (Échange)

Одновременная смена собственности и собственника, чаще всего в форме взаимной уступки: то, что прежде принадлежало одному, отныне принадлежит другому, и наоборот. Этнология, трактуя это слово в его расширительном значении, различает три основных вида обмена: обмен имуществом (бартер или торговля); знаками (речь); женщинами (брачный союз). Последний вид обмена для нас выглядит шокирующе (поскольку его участники обмениваются не объектами, а субъектами) и демонстрирует тенденцию к исчезновению: женщинами больше не обмениваются; мужчины и женщины отдаются друг другу или предоставляют друг друга во взаимное пользование, но никто никем не владеет и не может владеть. Это способ освобождения пары «мужчина-женщина» от отношений купли-продажи и, возможно, единственно осуществимая форма коммунизма, достигаемая не путем обобществления собственности, что являет собой коллективизм, а путем ликвидации собственности. Вот почему любовь и уважение, пока они есть, являют собой единственно возможный в реальности вид утопии.

 Обозначающее/Обозначаемое (Signifiant/Signifié)

Две грани знака, в частности, в лингвистике: одна грань представляет звук, другая – смысл. Обозначающее – это материальная, вернее, сенсорная, реальность знака (звук, который мы производим, произнося слово). Обозначаемое – это интеллектуальная, или мысленная, реальность знака, понятие или представление, с которым связано обозначающее (то, что мы хотим сказать, или то, что благодаря обозначающему понимаем, слыша речь других людей). Знак является неразрывным единством того и другого (Сос-сюр, «Курс общего языкознания», I, глава 1). Нетрудно заметить, что отношение между обозначающим и обозначаемым произвольно, но внутренне присуще знаку. Тем самым обозначаемое отличается от референта, а значение – от обозначения.

 Обозначение (Désignation)

Отношение знака к его референту, т. е. к реальному или воображаемому объекту, находящемуся вне знака (в лингвистике употребляются также термины денотация или референция). Не путать со значением – внутренне присущим знаку отношением между означающим и означаемым.
 
filosofii.ru   >>> 
filosofii.ru   >>>  
Философия кратко: от О до Р: определение: термин: понятие: его значение.
Кратко, понятно и интересно: Новый философский словарь читать онлайн.

Содержание: 
слова на буквы О, П, Р
Оборона
Обоснование
Обсуждение
Общество
Объективность
Объяснение
Одиночество
Одобрение
Оно
Онтологическое Доказательство
Онтологическое Различие
Оптимизм
Опыт
Оскорбление
Основные Добродетели
Ответственность
Отдохновение
Относительное
Отсутствие
Отчуждение
Очевидность
Ошибка
Ощущение

Память
Пантеизм
Парадигма
Парадокс
Паралогизм
Паранойя
Пассивный Аргумент
Патологический
Патриотизм
Пацифист
Перенос
Перформативное Противоречие
Пессимизм
Пирронизм
Платонизм
Позитивизм
Позиция
Познание
Поклонение
Политеизм
Политика
Положение
Понимание
Понятие
Порода Раса
Порок
Постулаты Практического Разума
Потребность
Правдивость
Право
Правые Левые
Прагматизм
Praxis
Предел Человеческого Разума
Предрассудок
Предсознание
Пресуществление
Привычка
Примат Первенство
Принцип Достаточного Основания
Принцип Предосторожности
Принцип Реальности
Принцип Удовольствия
Природа Порождающая Порожденная
Проблема
Прогресс
Просвещение
Пространство
Противоположность
Противоречие
Протяженность
Психоанализ

Раболепие
Равенство
Радость
Различение Порядков
Размышление
Разум
Расизм
Раскаяние
Рассуждение
Рационализм
Реализм
Революция
Религия
Релятивизм
Реминисценция
Республика
Риторика
Родина
Романтизм