главная философия

Я Moi, Я Свое Soi: что это: в философии

Я (Moi)

Субъект, рассматриваемый как объект, общее наименование «эго». Тем самым Я одновременно есть объект (или процесс), принимающий себя за субъекта. Я – не субстанция и не бытие; оно не находится «ни в теле, ни в душе» (Паскаль, «Мысли», 688–323); оно есть всего лишь совокупность приписываемых ему качеств или иллюзий, питаемых человеком относительно самого себя.

В словаре психоаналитиков местоимение Я, выступающее в форме существительного, обозначает один из трех структурных компонентов второй топики Фрейда. Это сознательный (хотя и не полностью) полюс психического аппарата, отстаивающий свои права в колебаниях между порывами «Оно», требованиями «сверх-Я» и принуждениями реальной действительности. Это элемент равновесия, однако лишенный стабильности, нечто вроде коромысла весов или вечного «дурака», на которого сыплются все шишки.

Вместе с тем построение Я есть необходимый и всегда незавершенный процесс. Я является целью для самого себя. «Там, где было “Оно”, должно появиться Я», как указывает Фрейд. Это не значит, что Я должно вытеснить «Оно» («Оно» всегда сохраняет за собой свое место, что принципиально), однако Я не может полностью отказаться от борьбы, существуя в качестве особого компонента лишь постольку, поскольку само себя выстраивает, а это возможно только через преодоление «Оно» и реальности. Человек должен стать тем, что он есть, писал Ницше. Прав ли он? Скорее все же человек должен стать тем, чем он хочет стать и чем он уже является благодаря этому желанию, хотя становление это не имеет конца и никогда не прекращается. Таким образом, речь идет не о вытеснении «Оно», а о сопротивлении ему и преодолении его, во всяком случае частичном. «Это примерно такая же культурная работа, как осушение озера Зюйдер-Зее», – заключает Фрейд («Введение в психоанализ», Лекция 31).

 «Я» Свое (Soi)

Субъект, рассматриваемый как нечто объективное. Противоречие, заложенное в этом понятии, затрудняет его понимание, если таковое вообще возможно. Буддизм учит, что никакого «эго» нет, ни во мне (атман не существует), ни во всем сущем (брахман не существует). Есть только состояния и процессы, каждый из которых чем-то обусловлен и лишен постоянства. Это значит, что субъект является не субстанцией, а историей. Не сущностью, а акцидентом. Не принципом, а результатом, всегда эфемерным. Мне кажется, что именно в этом духе мыслят все наши гуманитарные науки. И это позволяет поставить любовь к себе на подобающее ей, далеко не первое, место.
  
        >>> 
        >>>  
Философия кратко: определения: термины: понятия: их значение.
Кратко и интересно по философии: философский словарь читать онлайн.


Содержание:   (термины на буквы от Ф до Я)

Факт
Фальсифицируемость Принцип Фальсификации
Фанатизм
Феномен
Фетишизм
Фидеизм
Физика
Философ Философия
Финализм
Фобия
Формализм
Формальная Причина

Хаос
Характер
Холерик
Холизм
Христианин Христианские Добродетели

Целенаправленность
Целомудрие
Ценность
Цепочка
Церковь
Цивилизация
Цинизм Кинизм

Частный
Человек Человеческая Натура
Честность
Чистота
Чувствительность

Шанс
Щедрость

Эвдемонизм
Эволюция
Эвтаназия
Эго Эгоизм Эготизм Эгоцентризм
Эзотеризм
Экзистенциализм
Экзотерика
Эклектизм
Эксгибиционизм Экстаз
Экстремизм
Элеаты элейская Школа
Элита Элитаризм
Эмпиризм Эмпирический
Энстаз
Энтелехия
Энтропия
Энтузиазм
Эпикуреизм
Эпистемологическая Преграда
Эпохé Époché
Эристика
Эссенциализм
Эсхатология
Этика
Этнография Этнология Этноцентризм
Этология

Юмор

Я Moi, Я Свое Soi
Язык