главная философия

Характер (Caractére): что это: в философии

Характер (Caractére)

Первое значение этого слова – отпечаток (от греческого kharakter – чеканщик монеты), т. е. неотделимый признак, постоянный и отчетливый знак. Соответственно, под характером мы понимаем совокупность постоянных или привычных для того или иного индивидуума черт (его ethos), иначе говоря, его личную манеру чувствовать и воспринимать окружающее, действовать и реагировать, – его манеру быть собой. Вольтер утверждал, что характер – это то, что «природа впечатала в нас». Я бы не рискнул заходить так далеко. Мне же характер представляется более индивидуализированным и способным к эволюции, чем темперамент, хотя и не в такой степени, как личность. Я бы выразился так: темперамент – это то, что заложено в индивидууме природой; характер – это то, во что жизнь превращает его темперамент; личность – это то, во что он сам беспрерывно превращает заложенное в нем природой и историей. Характер отсылает нас к прошлому, то есть ко всему тому в нас, что больше от нас не зависит. Нам приходится мириться с собственным характером. Именно в этом смысле следует понимать знаменитое высказывание Гераклита: «Характер человека – это его демон», иными словами, его судьба. В характере есть что-то, чего мы не выбираем, но что выбирает за нас.

Кант выделяет в каждом человеческом существе его эмпирический и сверхчувственный характер («Критика практического разума», Критическое освещение аналитики чистого практического разума). Эмпирический характер подчинен временным условиям, то есть цепочкам причинно-следственных связей; он полностью детерминирован (прошлым) и сам является определяющим (для будущего) – настолько, что при достаточном знании характера можно было бы предсказать будущее поведение человека «с такой же точностью, как лунное или солнечное затмение». Напротив, сверхчувственный характер не подвержен временным условиям, а значит, и причинно-следственным цепочкам явлений; это абсолютно свободный выбор себя («…характер, который он, человек, создает себе сам», – пишет Кант). Из этого вытекает, что каждый индивидуум одновременно является полностью детерминированным (как феномен) и полностью свободным (как вещь в себе). Как оба эти характера сочетаются между собой? Это невозможно ни понять, ни объяснить. Но даже если поверить Канту на слово, все равно остается непонятным, каким образом индивидуум может сам себя выбирать, ведь для этого надо допустить, что он уже существует, так сказать, до своего собственного существования. Сверхчувственный характер, даже если рассматривать его как вещь в себе, – это нечто сверхзаумное.

 Hic Et Nunc

Латинское выражение, означающее «здесь и сейчас». Положение всякого существа, субъекта, события; его включенность в универсальное становление. Это относится даже к таким вещам, как память и воображение: вспоминать о прошлом или представлять себе будущее или нечто нездешнее всегда означает вспоминать и воображать здесь и сейчас. Все наши утопии имеют жесткую привязку к времени, так же как наши эмоции, и старятся не хуже нас.  
        >>> 
        >>>  
Философия кратко: определения: термины: понятия: их значение.
Кратко и интересно по философии: философский словарь читать онлайн.


Содержание:   (термины на буквы от Ф до Я)

Факт
Фальсифицируемость Принцип Фальсификации
Фанатизм
Феномен
Фетишизм
Фидеизм
Физика
Философ Философия
Финализм
Фобия
Формализм
Формальная Причина

Хаос
Характер
Холерик
Холизм
Христианин Христианские Добродетели

Целенаправленность
Целомудрие
Ценность
Цепочка
Церковь
Цивилизация
Цинизм Кинизм

Частный
Человек Человеческая Натура
Честность
Чистота
Чувствительность

Шанс
Щедрость

Эвдемонизм
Эволюция
Эвтаназия
Эго Эгоизм Эготизм Эгоцентризм
Эзотеризм
Экзистенциализм
Экзотерика
Эклектизм
Эксгибиционизм Экстаз
Экстремизм
Элеаты элейская Школа
Элита Элитаризм
Эмпиризм Эмпирический
Энстаз
Энтелехия
Энтропия
Энтузиазм
Эпикуреизм
Эпистемологическая Преграда
Эпохé Époché
Эристика
Эссенциализм
Эсхатология
Этика
Этнография Этнология Этноцентризм
Этология

Юмор

Я Moi, Я Свое Soi
Язык