главная философия
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я

ЮРОДИВЫЙ ЭТО

ЮРОДИВЫЙ (греч. сумасшедший) – в традиции христианской культуры человек, симулирующий безумие или каким-либо другим способом эпатирующий окружающих; культурный феномен, заключающий в себе глубокий философский смысл. В православной церковной традиции Ю. – подвижник, тайно принявший на себя один из подвигов христианского благочестия – «юродство ради Христа», что можно сравнить с самоумалением Спасителя («кенозисом»), который «уничижил себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам».

Философско-религиозной основой юродства являются слова апостола Павла: «Ибо, когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости. А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Для Павла ни мудрость, ни чудеса, ни толкование пророчеств не имеют ценности, когда речь идет о вере. Он запрещает обосновывать ее рационально. Единственным доказательством истины христианства является человек, осознающий свою слабость перед Богом. Павел не устает повторять: «Мудрость мира есть безумие перед Богом». Разум человеческий может дать лишь иллюзию гарантированности человеческого существования. Человеческое бытие неотделимо от небытия; ни знание «вечных» истин, ни предсказания будущего не избавляют человека от риска на пути свободного выбора. Для традиционного философского мышления – это безумие, для мистики знамений и пророчеств – соблазн.

Фигура Ю. – это символ христианской «переоценки ценностей». «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы посрамить значащее». Личность Христа униженного, страдающего, юродствующего – это свидетельство Бога об упразднении всех ранее существовавших ценностей, представлений о бытии. Ю. – это символ единства апофатического и катафатического путей приближения к Богу. Небытие как спектр еще не осуществленных возможностей становится для человека необходимой стороной его стремления к Богу. Но познать Бога можно только через Иисуса Христа, через собственную униженность, страдание, юродство «во имя Христа», иначе человек лишь пойдет по пути возвеличивания себя. Только отказавшись от «земной мудрости», став в положение сыновнего равенства с Христом, человек создает в себе «нового евангельского человека».

Открытие апостолом Павлом нового образа мира вело новообращенных к радикализму, к подражанию Христу и в повседневной жизни (не случайно в Византии Ю. часто называли «благочестивым киником»). Но подражать Ему – значит отречься от самого себя, возложить на себя Его крест, обречь себя на непонимание близких, жить обособленно от других.

В период раннего христианства (I–IV вв.) юродство как буквальное следование призыву Христа выражается в уходе из мира с его умеренной благопристойностью, скрывающей фальшь. Юродствовать – «значит быть глупым по отношению к земному суемудрию». Совершенствование личности, вставшей на путь святости, включало монашеский образ жизни, абсолютное подавление своей воли, бесстрастие, сокрытие добродетелей, симуляцию неразумия «Христа ради» с элементами сознательного нарушения общепринятых норм.

Время расцвета юродства – V–VIII вв., когда дух жертвенности раннего христианства уступает место компромиссу церкви и государства. Начинается поиск индивидуального спасения, поскольку оказалось, что и в новом христианском обличье «мир» (государство, общество) остался тем же самодовлеющим идолом, требующим подчинения себе. Реакцией на мирское зло стала волна евангельского максимализма – уход из мира, столпничество, полный отказ от земных благ, добровольное мученичество. И. Лествичник и И. Сирин (VIII век) в своих работах формулируют основные принципы самосознания Ю. Выпадение Ю. из социума, их агрессия по отношению к социальным правилам, нормам вызывает беспокойство и подозрительность. На Трулльском соборе (692 г.) юродство было жестко регламентировано. Поведение Ю. начинает оцениваться неоднозначно, зачастую как просто исходящее от дьявола.

Распространение мистического течения исихазма (IX–XIV вв.), обращенного к внутренней жизни подвижника, постепенно вытесняет юродство как «правильное», евангельски обоснованное поведение на периферию христианской жизни. Однако элементы юродства в поведении святых остаются.

На Руси с юродством (славянские синонимы – «похабъ», «оуродивъ», «блаженный») познакомились из византийских сочинений. Первый русский Ю. – Исаакий Печерский (ум. в 1090 г.) – монах Киево-Печерской лавры. XVI в. – время расцвета юродства – совпадает с тотальной регламентацией церковной жизни после Стоглавого собора. Ю. в национальных условиях выполнял культурную функцию «социальной терапии», юродство было достаточно безопасной, но необходимой «прививкой» определенной дозы ереси русской церковной жизни, которая после «золотого века» Киевской Руси находилась под контролем государства и отличалась крайним традиционализмом.
filosofii.ru 
filosofii.ru  
Философский термин: от Р до Т: краткий словарь философских терминов: определение, философ, понятие философии, читать онлайн.

СОДЕРЖАНИЕ:
от У до Я:
 
УТОПИЯ
ФАРАБИ
ФАТАЛИЗМ
ФЕДОРОВ
ФЕЙЕРАБЕНД
ФЕЙЕРБАХ
ФЕМИНИЗМ
ФИЗИКАЛИЗМ
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
ФИХТЕ
ФОМА АКВИНСКИЙ
ФРАНК
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
ФРЕЙД
ФРОММ
ХАБЕРМАС
ХАЙДЕГГЕР
ХАОС
ХРИСТИАНСТВО
ЦЕННОСТЬ
ЧААДАЕВ
ЧАНЬ
ЧЕЛОВЕК
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ
ШВЕЙЦЕР
ШЕЛЕР
ШЕЛЛИНГ
ШЕСТОВ
ШОПЕНГАУЭР
ШПЕНГЛЕР
ШПЕТ
ЭВДЕМОНИЗМ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
ЭКЗЕГЕЗА
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСАЛИЗМ
ЭКОСОФИЯ
ЭКУМЕНИЗМ
ЭКХАРТ
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
ЭМАНАЦИЯ
ЭМПЕДОКЛ
ЭМПИРИЗМ
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ЭНТЕЛЕХИЯ
ЭПИКУРЕИЗМ
ЭПИСТЕМА
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
ЭРН
ЭССЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСХАТОЛОГИЯ
ЭТИКА
ЮМ
ЮНГ
ЮРОДИВЫЙ
ЮСТИНИАН I
ЯСПЕРС
А  -  Д
Е  -  Л
М  - П
Р  -  Т
У  -  Я